Актуальность применения технологии проектирования ДОУ
Технология педагогического проектирования – это способ организации учебно-воспитательного процесса, основанный на использовании педагогом творческого подхода, повышении уровня своего развития и мастерства.
Проектирование – это комплексная работа, основанная на использовании новых подходов и методов ее организации для решения имеющейся задачи.
Проектная деятельность позволяет увязать процесс обучения и воспитания ребенка с основными аспектами его реальной жизни, что мотивирует дошкольника к познанию.
Использование технологии проектной деятельности является актуальным в современном педагогическом процессе по ряду причин:
- Проектная деятельность выступает способом построения сотруднических отношений, взаимодействия между педагогом и детьми.
- Проектная деятельность способствует реализации личностно-ориентированного подхода в образовании.
- Проекты позволяют ребенку проявлять самостоятельность в познании.
- Составление проектов открывает возможности экспериментирования, что повышает мотивацию ребенка к познанию.
- Совместная проектная деятельность объединяет детей, сплачивает коллектив, учит детей построению коммуникативных связей и отношений, что в итоге положительно сказывается на социальной адаптации ребенка.
- Проектная деятельность является технологией развивающего обучения, а значит ориентирована на общее всесторонне развитие личности ребенка.
- Создание проектов приобщает ребенка к информационной среде, учит использованию информационных ресурсов и ориентированию в информационном пространстве.
- Проектная деятельность повышает качество образовательного процесса.
- Проекты помогают в развитии критического и творческого мышления ребенка.
- Использование технологии проектной деятельности развивает педагога, способствует повышению уровня его профессиональной компетентности, совершенствованию профессионализма.
Целевое назначение технологии педагогического проектирования в ДОУ
Технология педагогического проектирования нацелена на формирование всесторонне развитой личности ребенка, наделенной творческой ориентацией деятельности, обладающей свободой выбора своих действий.
Педагогическое проектирование. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ " />
Рисунок 1. Педагогическое проектирование. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Исходя из целевого назначения технологии педагогического проектирования, можно выделить ряд задач ее применения в ДОУ:
- Создание развивающей среды в ДОУ;
- Создание условий для осуществления разнородных проектов, отражающих решение определенных учебно-воспитательных задач;
- Мотивация детей к познанию и активному творчеству;
- Освоение приемов работы с информационными ресурсами;
- Формирование адекватной самооценки у дошкольников;
- Построение комфортного микроклимата в ДОУ, позволяющего сохранять благоприятный эмоциональный и психологический настрой ребенка;
- Оказание помощи детям в их раскрепощении, освоении материала любой степени сложности, развитие навыков решения сложных задач;
- Подготовка к выполнению разнообразных социальных ролей;
- Формирование навыков осознанной мыслительной деятельности;
- Формирование активной жизненной позиции дошкольника.
Основные направления педагогического проектирования в ДОУ
Реализация технологии педагогического проектирования в ДОУ начинается с постановки острой проблемы, которая требует скорейшего решения и формировании плановых мероприятий по ее устранению. Таким образом, педагог составляет план проектирования, привлекая к участию его составления детей: они вносят свои предложения о возможностях реализации проекта, а по ходу его действия, предлагают свои идеи и возможные варианты решения, поставленных задач проекта.
В данном случае педагог выступает координатором работы детей: он направляет их деятельность, помогает им сформулировать свои идеи, выбрать стратегию и тактику деятельности. Дошкольник же, выступает создателем нового продукта т.к. он реализует проект. Естественно не без помощи педагога, но при наличии максимальной самостоятельности в принятии решений.
В организации проектирования в ДОУ можно выделить следующие направления работы:
- Создание системы взаимодействия в ходе реализации проекта. Данная система должна строиться с учетом личностных особенностей развития каждого участника проекта.
- Формирование в ДОУ единого образовательного и воспитательного пространства.
- Разработка методического материала для реализации творческих проектов.
- Формирование банка данных по реализуемому проекту. Сюда входит вся информация, параметры реализации проекта, его особенности и критерии эффективности реализации, информация об участниках проекта и их потенциальных возможностях.
- Передача опыта педагогического проектирования. Опыт использования проектной деятельности может быть передан ДОУ и распространен на местном, региональном и федеральном уровне.
- Изменение, преобразование, совершенствование предметно-развивающего пространства ДОУ.
- Создание системы взаимодействия с социальными институтами детства и иными организациями, принимающими участия в образовательной деятельности конкретного региона, области.
- Привлечение семьи к участию в проектной деятельности.
Разработка проектов требует тщательной подготовки. Педагог изучает опыт деятельности других ДОУ, передовой педагогический опыт других регионов, стран, изучает теоретический материал по составлению проектов, смотрит видео материалы практической реализации проектов. Все это, способствует выбору наиболее целесообразных и продуктивных форм работы по осуществлению проекта, выбору оптимальных методов, средств и инструментов проектирования.
Чтобы подготовить педагогов к реализации проектной деятельности, дошкольное образовательная организация может:
- Провести педагогам курс лекций и семинаров по педагогическому проектированию;
- Провести педагогические тренинги в области современных технологий реализации педагогического проектирования;
- Сформировать презентации проектов и устроить коллективный просмотр;
- Изучить и дать педагогам на изучение творческие отчеты по реализованным проектам;
- Провести мастер-классы по реализации педагогических проектов;
- Использовать для обучения систему деловых и ролевых игр;
- Провести методические выставки.