Понятие и сущность технологии групповой деятельности
В настоящее время в современной школе в рамках классно-урочной системы обучения применяются разнообразные формы организации педагогического процесса, направленные не только на получение новых знаний, но и на развитие познавательной активности учащихся. Одной из таких форм является технология групповой деятельности.
Технология групповой деятельности – это такая организация учебного процесса, при которой педагог имеет возможность подобрать и сформировать динамическую группу учащихся, объединенных общими интересами, особенностями развития, потребностями и возможностями в обучении.
Одним из главных преимуществ технологии групповой деятельности является то, что она способствует не только усвоению новых знаний, но и направлена на формирование межличностных отношений и развитие коммуникативных способностей учащихся.
Эффективности групповой работы зависит от соответствия поставленной цели обучения и количества учащихся в группе. В том случае, если в группе слишком много или слишком мало участников, то достижение желаемого результата будет не возможно. Педагогу важно уметь правильно и точно подбирать оптимальное количество участников группы.
Технология групповой деятельности рождает групповой эффект, который является очень важной прибавкой к возможностям каждого участника группы. Возникновению группового эффекта способствует возникающая в группе кооперация или конкуренция (соперничество).
Принято выделять пять уровней деятельности учащихся в рамках технологии групповой деятельности:
- Фронтальная работа педагога с классом в процессе учебного занятия, направлена на достижение общей образовательной цели.
- Работа педагога со статичными парами, либо самостоятельная работа внутри данной пары между ее участниками.
- Групповая работа – работа педагога с группой, либо самостоятельная работа внутри группы.
- Межгрупповая работа – для достижения поставленной цели необходимо выполнить несколько заданий, каждая группа имеет свое задание, решение всех заданий приводит к достижению общей цели.
- Фронтально-коллективная деятельность – осуществляется одновременно со всеми учащимися, каждый из которых принимает активное участие в учебном процессе.
Непосредственно групповой деятельностью в «чистом» виде являются только третий и четвертый ид работы педагога с классом.
Технология групповой деятельности требует от педагога умения разделить класс на группы, организовать работу в каждой группе, заинтересовать учащихся в выполнении заданий, каждое из которых это часть работы по достижению поставленной цели учебного занятия.
Особенность групповой деятельности заключается в том, что она способна обеспечить учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся намного лучше, чем традиционная фронтальная работа.
Классификационные параметры технологии
Основные классификационные параметры технологии групповой деятельности:
- используется на всех уровнях применения;
- имеет приспосабливающуюся философскую основу;
- основным фактором развития является социогенный;
- ведущая концепция усвоения и ориентация на личностные структуры учащихся – приспосабливающаяся;
- имеет проникающий характер содержания;
- основной тип управления познавательной деятельностью учащихся – система малых групп;
- организационными формами выступают – классно-урочная, академическая, клубная и групповая;
- ведущий подход к учащимся – сотрудничество;
- преобладающий метод обучения – диалогический;
- применима на всех категориях учащихся.
Ведущие цели технологии:
- Обеспечение необходимой активности педагогического процесса.
- Достижение максимально высокого уровня освоения содержания образовательной программы учащимися.
Технологии групповой деятельности предполагают:
- Осуществление взаимного обогащения учащихся в группе.
- Такую организацию совместных действий, которая ведет к развитию и активизации учебных и познавательных процессов.
- Создание эффективной системы заданий, в результате которой происходит распределение задач между группами.
- Создание условий для комфортного общения и развития коммуникативных навыков у учащихся. Педагогу важно заранее запланировать учебные действия, адекватные поставленной учебной задаче и подобрать эффективные методы взаимодействия между учащимися.
- Осуществление обмена опытом и действий между учащимися в процессе решения поставленной учебной задачи или проблемы.
- Организация атмосферы, основанной на взаимном понимании и взаимном доверии.
- Проведение совместной рефлексии проведенного учебного занятия, необходимой для установления отношения участников к собственным действиям и действиям других.
Особенности организации
Технология групповой деятельности состоит из следующих элементов:
Подготовка учащихся к совместному выполнению задания, которое будет дано группе. В подготовку входит:
- постановка проблемной учебной ситуации (задачи);
- проведение инструктажа по выполнению работы;
- деление учащихся на группы;
- выдача материала для работы.
Осуществление непосредственно работы в группах:
- ознакомление учащихся с полученным учебным (дидактическим) материалом;
- составление плана работы и распределение ролей внутри группы;
- выполнение задания;
- совместно обсуждение полученных результатов, указание замечаний, дополнений, уточнений и обобщений;
- подведение окончательного итога выполненного задания.
Заключительная часть:
- представление результатов, полученных в группе всему учебному классу;
- осуществление общеклассного анализа представленных результатов;
- рефлексия;
- подведение общих итогов о проделанной работе, оценка деятельности групп, установление степени достижения учебной цели и решения задач;
- при необходимости дополнения со стороны педагога.
Разновидностями групповых технологий в рамках учебного процесса являются:
- групповой опрос;
- общественный смотр знаний»;
- учебная встреча с выдающимися людьми или специалистами;
- диспут;
- нетрадиционные уроки (экскурсии, походы, урок-суд, интегрированные занятия и т.п.).