Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Технология групповой деятельности

Понятие и сущность технологии групповой деятельности

В настоящее время в современной школе в рамках классно-урочной системы обучения применяются разнообразные формы организации педагогического процесса, направленные не только на получение новых знаний, но и на развитие познавательной активности учащихся. Одной из таких форм является технология групповой деятельности.

Определение 1

Технология групповой деятельности – это такая организация учебного процесса, при которой педагог имеет возможность подобрать и сформировать динамическую группу учащихся, объединенных общими интересами, особенностями развития, потребностями и возможностями в обучении.

Одним из главных преимуществ технологии групповой деятельности является то, что она способствует не только усвоению новых знаний, но и направлена на формирование межличностных отношений и развитие коммуникативных способностей учащихся.

Эффективности групповой работы зависит от соответствия поставленной цели обучения и количества учащихся в группе. В том случае, если в группе слишком много или слишком мало участников, то достижение желаемого результата будет не возможно. Педагогу важно уметь правильно и точно подбирать оптимальное количество участников группы.

Замечание 1

Технология групповой деятельности рождает групповой эффект, который является очень важной прибавкой к возможностям каждого участника группы. Возникновению группового эффекта способствует возникающая в группе кооперация или конкуренция (соперничество).

Принято выделять пять уровней деятельности учащихся в рамках технологии групповой деятельности:

  1. Фронтальная работа педагога с классом в процессе учебного занятия, направлена на достижение общей образовательной цели.
  2. Работа педагога со статичными парами, либо самостоятельная работа внутри данной пары между ее участниками.
  3. Групповая работа – работа педагога с группой, либо самостоятельная работа внутри группы.
  4. Межгрупповая работа – для достижения поставленной цели необходимо выполнить несколько заданий, каждая группа имеет свое задание, решение всех заданий приводит к достижению общей цели.
  5. Фронтально-коллективная деятельность – осуществляется одновременно со всеми учащимися, каждый из которых принимает активное участие в учебном процессе.
«Технология групповой деятельности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Непосредственно групповой деятельностью в «чистом» виде являются только третий и четвертый ид работы педагога с классом.

Технология групповой деятельности требует от педагога умения разделить класс на группы, организовать работу в каждой группе, заинтересовать учащихся в выполнении заданий, каждое из которых это часть работы по достижению поставленной цели учебного занятия.

Замечание 2

Особенность групповой деятельности заключается в том, что она способна обеспечить учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся намного лучше, чем традиционная фронтальная работа.

Классификационные параметры технологии

Основные классификационные параметры технологии групповой деятельности:

  • используется на всех уровнях применения;
  • имеет приспосабливающуюся философскую основу;
  • основным фактором развития является социогенный;
  • ведущая концепция усвоения и ориентация на личностные структуры учащихся – приспосабливающаяся;
  • имеет проникающий характер содержания;
  • основной тип управления познавательной деятельностью учащихся – система малых групп;
  • организационными формами выступают – классно-урочная, академическая, клубная и групповая;
  • ведущий подход к учащимся – сотрудничество;
  • преобладающий метод обучения – диалогический;
  • применима на всех категориях учащихся.

Ведущие цели технологии:

  1. Обеспечение необходимой активности педагогического процесса.
  2. Достижение максимально высокого уровня освоения содержания образовательной программы учащимися.

Технологии групповой деятельности предполагают:

  1. Осуществление взаимного обогащения учащихся в группе.
  2. Такую организацию совместных действий, которая ведет к развитию и активизации учебных и познавательных процессов.
  3. Создание эффективной системы заданий, в результате которой происходит распределение задач между группами.
  4. Создание условий для комфортного общения и развития коммуникативных навыков у учащихся. Педагогу важно заранее запланировать учебные действия, адекватные поставленной учебной задаче и подобрать эффективные методы взаимодействия между учащимися.
  5. Осуществление обмена опытом и действий между учащимися в процессе решения поставленной учебной задачи или проблемы.
  6. Организация атмосферы, основанной на взаимном понимании и взаимном доверии.
  7. Проведение совместной рефлексии проведенного учебного занятия, необходимой для установления отношения участников к собственным действиям и действиям других.

Особенности организации

Технология групповой деятельности состоит из следующих элементов:

  1. Подготовка учащихся к совместному выполнению задания, которое будет дано группе. В подготовку входит:

    • постановка проблемной учебной ситуации (задачи);
    • проведение инструктажа по выполнению работы;
    • деление учащихся на группы;
    • выдача материала для работы.
  2. Осуществление непосредственно работы в группах:

    • ознакомление учащихся с полученным учебным (дидактическим) материалом;
    • составление плана работы и распределение ролей внутри группы;
    • выполнение задания;
    • совместно обсуждение полученных результатов, указание замечаний, дополнений, уточнений и обобщений;
    • подведение окончательного итога выполненного задания.
  3. Заключительная часть:

    • представление результатов, полученных в группе всему учебному классу;
    • осуществление общеклассного анализа представленных результатов;
    • рефлексия;
    • подведение общих итогов о проделанной работе, оценка деятельности групп, установление степени достижения учебной цели и решения задач;
    • при необходимости дополнения со стороны педагога.

Разновидностями групповых технологий в рамках учебного процесса являются:

  • групповой опрос;
  • общественный смотр знаний»;
  • учебная встреча с выдающимися людьми или специалистами;
  • диспут;
  • нетрадиционные уроки (экскурсии, походы, урок-суд, интегрированные занятия и т.п.).
Дата последнего обновления статьи: 04.05.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot