Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Технология деятельностного метода обучения

Понятие деятельностного метода обучения

Определение 1

Деятельностный метод обучения – это метод обучения, направленный на формирование системы знаний, в рамках конкретной учебной дисциплины.

Подача учебного материала осуществляется не в привычном «готовом» виде, а требует от учащихся самостоятельного поиска необходимой информации и ее усвоения. Самостоятельная работа учащихся находится под контролем педагога, который управляет учебным процессом.

Замечание 1

Основой деятельностного метода обучения является непосредственно самостоятельная учебная деятельность учащихся.

Главным результатом применения деятельностного метода обучения, согласно Стандарту образования нового поколения, является развитие личности ребенка, на основании:

  • освоение учащимися основных способов деятельности
  • формирование новых уровней развития личности
  • формирование умения планировать и организовывать собственную деятельность
  • формирование умения осуществлять самоконтроль и самооценку
  • организация взаимодействия учащегося с педагогом и сверстниками, в рамках образовательного процесса
  • учет особенностей и индивидуальностей учащихся, для организации эффективного процесса обучения
  • использование разнообразных организационных форм обучения, направленных на рост творческого потенциала и познавательных мотивов учащихся

Реализация деятельностного метода обучения

Реализация деятельностного подхода обучения на уроках осуществляется через:

  • моделирование конкретных жизненных ситуаций на занятиях и их последующий анализ;
  • использование интерактивных и активных методов обучения;
  • организация проектной деятельности, овладение приемами и навыками исследовательской деятельности;
  • организация и вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную и рефлексивную деятельность. Во время учебных занятий учащимися предполагается осуществление ряда работ по следующим направлениям:
  • самостоятельная работа с различными источниками информации
  • решение практических и познавательных задач, отражающих типичные ситуации
  • анализ современных общественных событий и явлений
  • освоение и усвоение типичных социальных ролей, через участие в играх и тренингах, моделирующих ситуации реальной жизни
  • осуществление аргументации своей точки зрения и оппонирование иному взгляду или мнению
  • выполнение разнообразных исследовательских проектов и творческих работ
«Технология деятельностного метода обучения » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Технология деятельностного метода обучения предполагает ряд этапов, реализуемых во время урока:

  1. Этап мотивации и осознанного вхождения в учебный процесс. Педагог настраивает учащихся на работу, озвучивает цель и задачи урока, необходимость и значимость изучаемой темы и т.д.
  2. Этап актуализации знаний. На данном этапе педагог ставит перед детьми проблемный вопрос (ситуация, задача и т.д.), который мотивирует детей на изучение новой темы. В процессе занятия осуществляется работа над развитием мышления, речи, памяти и т.д. у учащихся.
  3. Этап проблемного объяснения нового учебного материала. Педагог обращает внимание детей на сложные стороны проблемного вопроса, в случае затруднения задает наводящие вопросы, подводящий диалог и т.д. Все это необходимо для того, чтобы решение проблемного вопроса, осуществлялось в нужном направлении. Подводя детей к решению, педагог способствует их самостоятельному открытию нового.
  4. Этап первичного закрепления учебного материала, осуществляется посредством выполнения тренировочных упражнений, с обязательным комментированием последовательности производимых действий, проговаривание вслух алгоритма действия.
  5. Этап самостоятельной работы, с последующим проведением самопроверки. На данном этапе учащиеся самостоятельно выполняют задания на усвоение и проверку полученных знаний. После выполнения осуществляют проверку работ на наличие ошибок сравнивания их с эталоном. Необходимо не просто найти и отметить ошибки, а установить их причину, сделать проработку выявленных ошибок и затруднений. Самостоятельная работа и ее проверка способствуют созданию у каждого учащегося ситуации успеха и веры в свои силы.
  6. Этап включения новых знаний в систему. На этом этапе учащиеся тренируют навыки применения новых знаний в совокупности с теми, что были приобретены ранее. Осуществляется посредством повторения, использования игровых и соревновательных элементов. Данная работа способствует тому, что у детей формируется положительный эмоциональный фон и интерес к течению урока.
  7. Подведение итогов. Основная цель – фиксация на полученных новых знаниях, их значимости, осуществление самооценки, согласование домашнего задания.

Принципы организации деятельностного метода обучения

Реализация технологии деятельностного метода обучения следующей системой дидактических принципов:

  • Принцип деятельности – предполагает самостоятельную работу учащихся по поиску и усвоению новых знаний.
  • Принцип непрерывности – предусматривает преемственность между всеми ступенями образования, с учетом индивидуальных особенностей детей.
  • Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о картине мира.
  • Принцип минимакса – предусматривает обеспечение возможности получение знаний на максимально возможном для ребенка уровне, при обеспечении уровня социально безопасного минимума.
  • Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание психологически комфортной и благоприятной атмосферы внутри детского коллектива.
  • Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
  • Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 28.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot