Понятие и сущность технологии уровневой дифференциации
Дифференциация – это процесс разделения (расслоения) чего-то целого на отдельные части, формы или ступени.
Понятие дифференцированного обучения имеет два общепринятых определения:
- Дифференцированное обучение – форма такой организации педагогического процесса, при которой педагог работает с конкретной группой учащихся, объединенных между собой по определенным характеристикам или показателям (гомогенная группа).
- Дифференцированное обучение – часть дидактической системы, обеспечивающей специальную организацию учебного процесса для конкретной группы учащихся.
Таким образом, технология дифференцированного обучения обеспечивает создание разных условий обучения в разных учебных заведениях, классах или группах, с учетом особенностей и потребностей контингента учащихся.
Организация дифференцированного обучения предусматривает соблюдение его главного принципа (положения), в основе которого заложено индивидуальное обучение.
Сущность технологии дифференциации обучения заключается в совокупности организационных решений, методов и средств обучения, предусматривающих и учитывающих особенности учащихся.
Цель технологии уровневой дифференциации – обеспечение успешного усвоения учебного материала каждым учащимся в зоне его ближайшего развития, с учетом особенностей, возможностей и потребностей.
Преимущества технологии уровневой дифференциации обучения:
- Структура коллектива учащихся неоднородна по различным показателям (полу, уровню развития, интеллектуальным возможностям и т.д.), что требует дифференцированного подхода к организации процесса обучения.
- Технология уровневой дифференциации позволяет каждому учащемуся право выбрать наиболее доступный путь обучения.
- Дифференцированное обучение повышает уровень мотивации учащегося на обучение и развивает у него интерес к изучаемому предмету.
- Дифференцированное обучение сохраняет индивидуальности личности каждого учащегося.
- Реализация уровневой дифференциации обучения обеспечивает каждому учащемуся усвоение базового уровня подготовки.
- Уровневая дифференциация значительно повышает уровень качества получаемых учащимися знаний.
Виды технологии уровневой дифференциации
Технологии уровневой дифференциации различаются в зависимости от тех показателей, с учетом которых, были сформированы гомогенные группы учащихся:
- В зависимости от возрастного состава: школьные классы, разновозрастные группы ДОУ и т.д.;
- В зависимости от пола: мужской или женский класс гимназии, смешанные школьные классы, спортивные команды и т.д.;
- В зависимости от области интересов: физико-математические, химико-биологические, гуманитарные и другие направления в обучении;
- В зависимости от умственного развития учащихся: высокий интеллектуальный уровень (одаренные дети), отстающие в развитии, умственно отсталые и т.п.;
- В зависимости от личностно-психологического типа учащихся: мышление, характер, темперамент и т.д.;
- В зависимости от уровня здоровья: группы физического направления развития, группы детей с проблемами физического здоровья (зрения, слуха, речи и т.д.).
В настоящее время в любой образовательной системе присутствует дифференцированный подход, который осуществляется в разных направлениях и видах. В связи с чем, технология дифференцированного обучения представлена разнообразными методическими приемами и средствами, которые позволяют организовать как включенную, так и проникающую технологии.
В ряде современных образовательных учреждений дифференциация обучения имеет приоритетное значение, так как благодаря ей, учащиеся имеют возможность достичь больших результатов в обучении.
Целевые ориентации и особенности уровневой дифференциации
Целевыми ориентирами технологии уровневой дифференциации обучения являются:
- Обучение каждого учащегося в соответствии с уровнем его возможностей, способностей и потребностей.
- Осуществление адаптации процесса обучения к особенностям гомогенной группы учащихся.
Особенность технологии уровневой дифференциации заключается в том, что она до сих пор не имеет однозначной оценки своей значимости и эффективности, в ней выделяют как положительные, так и отрицательные аспекты.
Уровневая дифференциация подразделяется в зависимости от уровня гомогенной группы:
- Региональная дифференциация – подразделяется в зависимости от типа школы (гимназия, лицей, спецшкола, колледж, частная школа и т.д.).
- Внутришкольная дифференциация – зависит от уровня, профиля, углубления и уклона обучения гомогенной группы.
- Дифференциация параллели – зависит от деления в параллели на классы или группы, в зависимости от особенностей и возможностей учащихся (математический класс, коррекционный класс, гуманитарный класс и т.д.).
- Межклассная дифференциация – деление классов одной параллели на группы (факультативная группы, сводная группа и т.д.).
- Внутриклассная (внутрипредметная) – деление учащихся одного класса на группы. Данное деление одно из всех является «внутренним», то есть деление внутри конкретного коллектива, все остальные виды деления являются «внешними».
Технология уровневой дифференциации обучения направлена на получение каждым учащимся обязательного базового уровня, предусмотренного общеобразовательной программой обучения.
Организация технологии уровневой дифференциации на учебных занятиях предусматривает:
Одновременную работу с несколькими группами учащихся, находящихся на различных уровнях усвоения учебного материала. Наличие учебно-методического комплекса: банк заданий обязательного уровня, система специальных дидактических материалов, выделение обязательного материала в учебниках, заданий обязательного уровня в задачниках.