Структура технологической карты урока
Технологическая карта урока – это современный формат методической продукции, которым обеспечивается качественное и эффективное преподавание учебных предметов и возможность достигнуть планируемые результаты освоения основных образовательных программ, соответствующие требованиям ФГОС.
Само понятие технологической карты пришло в образование из промышленности, где в технологических картах описаны процессы изготовления, обработки и производства продукции, производственные операции и используемое оборудование.
В системе образования технологическую карту рассматривают в качестве способа графического проектирования урока, то есть таблицы, позволяющей учителю структурировать урок в соответствии с выбранными параметрами:
- самоопределение деятельности; организационный момент;
- актуализировать знания и фиксировать затруднения в деятельности;
- сформулировать учебную задачу;
- выстроить проект выхода из затруднения;
- первичное закрепление;
- самостоятельная работа и самопроверка по эталону;
- рефлексия деятельности, подведение итогов урока.
Преимущества технологической карты в качестве инструмента планирования
Технологическая карта дает возможность учителю:
- определять универсальные учебные действия, формируемые в процессе выполнения конкретных учебных действий;
- проектировать последовательность действий и операций, направленных на освоение темы, которые приведут к намеченным результатам;
- планировать педагогическую деятельность на определенный период времени;
- реализовать на практике межпредметные связи;
- обеспечивать согласованные действия участников педагогической деятельности;
- проводить диагностику достижения запланированных результатов на каждом из этапов урока;
- выстраивать образовательный процесс в качестве проектной деятельности, в которой все этапы логичны, взаимосвязаны и могут расширяться в рамках предмета.
Структура технологической карты урока
В технологической карте урока указывают:
- тему;
- цель освоения учебного материала;
- результаты, которые должны быть достигнуты: личностные, предметные и метапредметные;
- межпредметные связи;
- принципы организации учебного пространства: форму работы, ресурсы и оборудование;
- основные понятия темы;
- технологию изучения указанной темы.
Урок выстраивается на основании нескольких этапов: организационного момента, актуализации знаний, постановки учебных задач и т.д. В технологической карте для каждого этапа урока определяют цель и планируемый результат, деятельность учителя и учеников.
Пример технологической карты урока ИЗО по теме «Кружево. Рисуем нитками».
Технологическая карта:
- Тема урока: нетрадиционное рисование нитками и красками – кружево.
- Цель урока: расширить представления детей о рукоделии.
Планируемые результаты деятельности:
- развить навык передачи формы и цвета объектов;
- сформировать умение анализировать работу, создавать яркий, неповторимый художественный образ.
Регулятивные УУД:
- принимать учебную задачу, находясь в диалоге с учителем;
- выполнять учебные действия под руководством учителя в практической и мыслительной форме.
Познавательные УУД:
- научить ориентироваться в информационном материале учебника;
- осуществлять совместно с учителем поиск необходимой информации;
- проводить сравнение и анализ.
Коммуникативные УУД:
- научить использованию простых речевых средств;
- научить включаться в диалог и отвечать на вопросы учителя;
- осознавать суть новой социальной роли учащегося, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к урокам математики.
Тип урока: освоение нового знания.
- Форма урока: урок-беседа, творческий урок;
- Использованные образовательные технологии: игровая, здоровьесберегающая.
1 этап - организационный - деятельность учителя представлена приветствием. «Здравствуйте, дети! Сегодня у нас снова урок ИЗО. Повернитесь друг к другу, пожмите руки, улыбнитесь, поздоровайтесь». Деятельность учеников – поприветствовать учителя и сесть за парты. Формируются коммуникативные УУД – взаимодействие со сверстниками.
2 этап – мотивация учебной деятельности учеников. Деятельность учителя представлена ответами на следующие вопросы – чему должны научиться дети в течение урока ИЗО. Какая цель должна быть достигнута за урок. Деятельность учеников – рисовать, узнавать новую информацию и создать картину. Формируются регулятивные УУД: целеполагание и планирование и коммуникативные УУД – умение вступить в диалог.
3 этап – актуализация знаний. Деятельность учителя представлена вовлечением детей в освоение нового материала. (Основные и дополнительные цвета называются хроматическими и цветными. Какие основные цвета вы знаете? При их смешивании получаются другие цвета. Есть цвета ахроматические, или тона. Так как они нейтральные, почти бесцветные. Также выделяют цвета холодные и теплые. Теплые похожи на огонь и солнце, а холодные - на воду или траву.) Деятельность детей представляет собой ответы на вопросы учителя, вспоминание уже знакомой им информации о цветах и оттенках, о способах получения дополнительных цветов. Формируются познавательные УУД: ориентировка в собственной системе знаний; коммуникативные УУД: умение вступать и вести диалог.
4 этап – первичное усвоение новых знаний. Деятельность учителя представлена ознакомлением детей с новой информацией – демонстрация видеоролика о вологодских кружевах. Вопросы детям о кружевах – из чего их плетут, легко ли это. Демонстрация изображений с различными видами плетения кружев. Деятельность детей представлена активным вовлечением в деятельность – смотрят фильм, отвечают на вопросы. Формируются регулятивные УУД – составление плана действий, направленного на решение проблемы. Познавательные УУД – ориентировка в собственной системе знаний.
5 этап – первичная проверка понимания – выполнение работы по рисованию кружева. Нитку опустить в блюдце с чернилами, произвольно опустить ее на лист бумаги и накрыть вторым листом. Вытянуть нитку в любую сторону. Деятельность детей – поэтапное выполнение поделки совместно с учителем. Формируются коммуникативные УУД: умение вступить в диалог; регулятивные УУД: составление плана действий по достижению цели.
6 этап – рефлексия, подведение итогов урока. Учитель предлагает детям оценить свои работы с помощью жестов или смайликов. Дети демонстрируют свои работы, дают им оценку. Формируются коммуникативные УУД: умение вступить в диалог. Личностные УУД: осознать суть социальной роли учащегося.