Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Профилактика оптической дисграфии у обучающихся первого класса

Определение 1

Оптическая дисграфия – это нарушения письменной речи, вызванные зрительными дисфункциям и проявляющиеся в замене букв на письме, их пропусках и искажениях.

Развитие данного нарушения связано с неразвитостью у ребенка зрительно-пространственного восприятия. Дети затрудняются в правильном расположении букв при письме, располагают их зеркально, отрывают элементы от букв или пропускают их, а иногда и добавляют к ним новые элементы.

Оптическая дисграфия является серьезным препятствием в формировании у учащихся начальной школы грамматических основ языка. Она может возникнуть, как у детей с речевыми дисфункциями, так и у нормально развивающихся детей, если имеются малейшие нарушения в зрительном восприятии.

В младшем школьном возрасте оптическая дисграфия является частым явлением. Она обусловлена особенностями данного периода развития. Оптические ошибки могут, как исчезнуть со временем, а могут приобрести устойчивый характер и стать составным компонентом письменной речи ребенка. Потому, на первом году его обучения необходимо проводить профилактические мероприятия по устранению рисков развития оптической дисграфии.

Этапы реализации профилактической работы

Профилактика оптической дисграфии имеет поэтапную реализацию. Она осуществляется в следующей последовательности коррекционных действий:

  1. Диагностика уровня речевого развития учащихся первого класса, их моторной сферы, зрительного восприятия и пространственной ориентации. В ходе диагностики выявляется понимание ребенком времени, навыки ориентации в пространстве, а также конструктивные навыки деятельности. Используются специальные упражнения, позволяющие выявить навыки письменной речи учащихся, уровень их речевого развития в целом и функционирование зрительного восприятия.
  2. Профилактико-коррекционная деятельность. Она носит обучающую направленность и способствует развитию пространственной ориентации, визуального восприятия, зрительных представлений, визуальной памяти и временной ориентации. На данном этапе работа реализуется по следующим направлениям:

    • Развитие навыков визуального восприятия, узнавания;
    • Расширение объема зрительной памяти и повышение продуктивности ее работы;
    • Развитие пространственных представлений учащихся и навыков ориентации в пространстве с использованием зрительных органов;
    • Развитие навыков дифференциации визуальных образов букв.

    Для развития данных функций применяются игровые приемы. Они актуальны в обучении детей младшего школьного возраста, поскольку, позволяют сохранить их связь с предыдущим этапом развития, а игра остается важным видом их деятельности.

  3. Оценочный этап профилактической деятельности. Он связан с анализом продуктивности проделанной работы, посредством выполнения детьми различных письменных заданий. Педагог проверяет правильность их выполнения, верность написания, соблюдения грамматических языковых конструкций.

«Профилактика оптической дисграфии у обучающихся первого класса» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Таким образом, осуществляется оценка внимательности ребенка- оценивается зрительное и слуховое внимание, уровень развития пространственно-временных представлений, наличие оптических ошибок письма и риски развития оптической дисграфии у отдельных учащихся, а также, уровень ее развития и возможные варианты коррекции у детей с ее проявлениями.

Профилактика оптической дисграфии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Профилактика оптической дисграфии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Приемы профилактической работы по предотвращению и устранению оптической дисграфии

Устранение рисков развития оптической дисграфии у учащихся начальной школы опирается на стимулирование интеллектуальной активности детей и использование интересных им форм обучения письму. На уроках русского языка должны создаваться условия для продуктивной работы ребенка, его включения в деятельность. Письмо должно вызывать интерес у учащихся и стимулировать развитие потребности в правильном написании букв, слов и предложений. Естественно, если у ребенка имеется развитая форма оптической дисграфии, вызванной нарушениями зрительно-пространственного восприятия, то одной мотивации к деятельности не обойтись. Здесь, требуется логопедическая помощь и работа дефектолога по формированию письменных навыков учащегося. Однако, все занятия, в любом случае, проводятся через игровую и иные формы интересной, для детей данного возраста, деятельности.

Профилактика оптической дисграфии реализуется с использованием в учебном процессе начальной школы следующих приемов работы:

  1. Прием рисования букв. В ходе использования данного приема реализуется воздействие на мыслительную сферу ребенка, активизируется его воображение и формируются навыки формирования образов букв в сознании учащихся. Прием опирается на подбор детьми образа к конкретной букве. Он должен отвечать акустическим, артикуляторным, двигательным и зрительным параметрам. К примеру, педагог дает букву Д. Ее образом является дождь. Это обусловлено тем, что при написании буквы осуществляются движения пальцами рук в направлении вниз, как будто падают капли дождя;
  2. Прием пальчиковой азбуки. Он состоит в формировании образа букв, посредством их рисования пальцами в воздухе. При этом, ребенку не дается визуальный образ буквы. Она озвучивается словесно. Проводятся задания на рисование букв одни учащимся и их отгадывание остальными. Таким образом, происходит формирование устойчивого оптического образа буквы в сознании учащихся. Дети формируют правильные буквенные образы при их рисовании в воздухе, что устраняет риск развития их искаженного написания, пропуска элементов;
  3. Прием лепки букв. Он ориентирован на создание образов букв из пластилина и иных материалов. Лепка позволяет сконцентрировать внимание ребенка на особенностях конкретного буквенного образа и обеспечивает его последующее правильное написание. Работа руками обеспечивает связь с зрительным восприятием и повышает его уровень развития;
  4. Прием узнавания букв. Он связан с предложением учащихся букв, написанных разными шрифтами. Им требуется распознать, что это за буквы по конкретным признакам их написания.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 26.11.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot