Уровни развития речемыслительной деятельности по таксономии Блума
Таксономия – это теория систематизации сложноорганизованных сущностей сознания, имеющих иерархическое строение.
Принципы таксономии проявляются во многих сферах научного знания.
В 1956 году американским психологом-педагогом Бенджамином Блумом была разработана собственная таксономия т.е. система развития критического мышления учащихся, посредством которой можно воздействовать на процесс их познания, посредством планирования и прогнозирования развития мыслительных операций.
Блум определил основные уровни развития речи и мыслительных операций, на основании постановки конкретных целей и задач обучения и проблем обучающей направленности. К таким уровням относятся следующие:
- Запоминание информации – основа мыслительного процесса. Запоминание учебной информации лежит в основе познавательной деятельности и формировании речи ребенка. Обучение, ориентированное на развитие запоминания должно строиться в вопросно-ответной форме.
- Понимание информации. Учебный материал необходимо осознавать, чтобы воспроизводить и практически использовать. Для этого применяются вопросы уточняющего характера: учащийся формулирует текст из пяти-десяти предложений, ему задаются вопросы, чтобы он мог его преобразовать, привести примеры.
- Использование информации. Учебный материал, учащиеся должны уметь использовать в разных ситуациях, как стандартных, так и нестандартных. Используется метод проблемной ситуации и интерпретирующие вопросы.
- Анализ и синтез информационных ресурсов. Он ориентирован на развитие коммуникативных навыков и работы по сравнению, классификации, дифференциации данных.
- Оценка информации. Предполагается развитие мышления, ориентированное на оценивание учебной информации, для чего применяются оценочные вопросы.
- Творчество. Это самая высшая ступень развития речи и мышления. Она ориентирована на развитие умения создавать и формулировать новые идеи. Развитие происходит посредством разнообразных творческих заданий, требующих проектирования, планирования деятельности, создания нового продукта.
Таксономия Блума ориентирована на последовательное решение речемыслительных задач – от простых к сложным. Это способствует активации мыслительных процессов и привлечению учащихся к учебному процессу и построению коммуникативных связей. Иными словами, развитие учебной мотивации способствует активизации речемыслительной деятельности.
Рисунок 1. Таксономия Б. Блума. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рассмотренные уровни развития речемыслительной деятельности, отражают процесс организации учебного занятия. Б. Блум утверждал, что целесообразно организовывать урок в шесть стадий, начиная с выполнения учащимися простых действий и заканчивая более сложными мыслительными и речевыми операциями.
Проведение урока по иностранному языку по таксономии Б. Блума
Учебное занятия по иностранному языку, разработанное по таксономии Блума, начинается, как и любое другое, с постановки его целевого назначения.
Цель ставится, исходя из конкретной тематике занятия и может быть ориентирована на формирование навыков обоснованного объяснения какого-то процесса или явления, формулирование аргументированного высказывания по проблемной ситуации, осознанное восприятие конкретного процесса, ситуации и ее разъяснение и т. д.
На основании, поставленной цели занятия, происходит формулирование задач урока. Задачами любого учебного занятия по иностранному языку могут быть следующие:
- Актуализирование знаний по теме урока.
- Развитие умения воспринимать маленькие тексты на слух и проводить беседы на иностранном языке в связи с услышанным текстом.
- Формирование механизмов развития речи и восприятия речи на слух.
- Формирование навыков выделения сущностных признаков текста, его анализ и синтез, обобщение, сравнение, классификация данных.
- Формирование лингвистической, культурной, коммуникативной, когнитивной компетентности учащихся.
- Развитие навыков установления социального взаимодействия на иностранном языке: умение вести дискуссию, работать в команде, учитывать иную точку зрения, аргументировать свою, слушать и слышать другого человека и т.д.)
Данные задачи могут быть дополнены, исходя из тематики конкретного учебного занятия и особенностей его прохождения.
На учебном занятии используются технологии развития критического мышления, игровые технологии, методы проектирования и проблемного-поиска, «мозговой штурм», а также интерактивные средства и приемы обучения. Любая тема учебного занятия по иностранному языку будет наиболее полно раскрыта и увлекательна при использовании игровых технологий и методов.
Урок иностранного языка, ориентированный на развитие критического мышления и реализуемый по таксономии Б. Блума протекает поэтапно:
- Подготовительный этап. Он соответствует уровню запоминания информации. На этом этапе, педагог стремится подготовить учащихся к деятельности, создав благоприятную атмосферу и пробудив познавательную заинтересованность детей. В зависимости от темы учебного занятия, педагог подготавливает учащихся, представляя материал для обучения в интересной форме. Все происходит на иностранном языке. Актуально применение игровых приемов.
- Этап целеполагания. Педагог формулирует проблему и предлагает учащимся ее разрешить. Этот этап ориентирован на предоставление учащимся права выбора направления исследования, изучения темы. Этот этап, также, соответствует уровню запоминания информации.
- Этап вызова. Он соответствует второму уровню – понимания информации. Учащиеся должны использовать свои знания, которые у них имеются по данной теме занятия и научиться воспринимать на слух небольшие тексты на иностранном языке. Также, частично, происходит использование информации учащимися.
- Этап осмысления. Это уровень анализа и синтеза информации. Учащиеся начинают коллективно искать информационные данные, посредством коллективного обсуждения и предложения своих идей. Это активизирует мышление и развивает навыки сравнения, анализа, синтеза информации.
- Этап рефлексии. Учащиеся должны научиться оценивать итоги учебного занятия: как они усвоили тему урока, насколько осознанно они выполнили задания и т.д. Педагог помогает учащимся в оценивании, путем задавания наводящих вопросов, касающихся темы учебного занятия по иностранному языку.
- Заключительный этап. Педагог задает домашнее задание и комментирует итоги освоения учащимися новой темы.