Основы реализации логопедической ритмики
Логопедическая ритмика – это метод логопедической терапии, ориентированный на коррекцию речевых нарушений, сопровождающих общее недоразвитие речи.
В основе логопедической ритмики заложено три направления деятельности:
- Движение. Сюда входит двигательная активность детей, совершение движений органами артикуляции и движений пальцами рук.
- Музыка. Сопровождение занятий музыкой, ее использование для релаксации, выполнения ритмических движений. В ходе занятий формируются музыкально-ритмические чувства, восприятие
- Речь. Речевое становление осуществляется на основании комплексного подхода, устранения ведущих речевых дефектов, постановки звуковой и произносительной стороны речи.
Логопедическая ритмика хороша тем, что такие занятия направлены не только и не столько на развитие речи, сколько на общее развитие ребенка через совершенствование его речевых навыков, развитие двигательных функций организма, формирование навыков пространственной ориентации, умения преодолевать трудности, а также общее поддержание и укрепление здоровья ребенка.
Занятия по логоритмике реализуются на основании связи речевой, двигательной и музыкальной деятельности. Музыка сопровождает процесс движений и речевого произношения. Она помогает расслабиться и настроиться на работу.
В ходе занятий происходит компенсация речевого восприятия через музыкальное восприятия. Для обоих направлений используется один и тот же анализатор, только музыкальное восприятия у детей с ОНР является более развитым. Также, следует отметить, что логоритмические занятия реализуются в игровой форме, что возбуждает у детей интерес к деятельности, активизирует их работу по разным направлениям.
Составные компоненты логопедической ритмики
Использование логопедической ритмики в качестве средства развития артикуляции и моторных функций ребенка с ОНР обусловлено тем, что занятия проводятся в увлекательной форме и способствуют раскрепощению каждого ребенка. Зажатость, замкнутость, нежелание вступать в диалог с окружающими постепенно уходит на нет в ходе логоритмических занятий. Речь развивается более быстро и эффективно, поскольку она сопровождается музыкой и движением, что положительно сказывается на эмоциональной сфере ребенка, активизируя его потребность в знаниях и взаимодействии с окружающим миром.
Составными компонентами логоритмических занятий являются:
- Совершение движений разными частями тела в разных направлениях.
- Ходьба разного характера.
- Упражнения, включающие работу памяти, внимания, воображения.
- Песни и стихи, сопровождаемые совершением разнородных движений. Здесь идет ориентация на формирование плавной речи, ее выразительности и развитие слухового восприятия.
- Речевые игры.
- Совершение движений, направленных на развитие координации и моторных функций организма.
- Пальчиковая гимнастика, направленная на развитие мелкой моторики.
- Танцы, направленные на развитие смелости, уверенности в себе и устранение проблем коммуникативного взаимодействия.
- Коммуникативные игры, направленные на устранение барьеров общения и социального взаимодействия.
- Релаксационные упражнения, ориентированные на устранение разнородного напряжения, эмоциональное, психическое и физическое расслабление.
Каждое логоритмическое занятие реализуется в яркой форме. Это требует внесение в него элементов игры, создание насыщенной, яркой атмосферы, использование колоритных атрибутов: колокольчики, яркие ленты, бантики, различные природные материалы, мягкие мячики и объекты иной формы, способствующие развитию моторики рук.
Содержание логоритмических занятий
Содержание логоритмических занятий можно представить следующими блоками коррекционной деятельности:
- Развитие неречевых процессов. Сюда входят упражнения на развитие мелкой моторики, пространственной координации, регуляции мышечного тонуса, развитие чувства ритма и ряда психических процессов.
- Речедвигательные игры. Они связаны с постановкой дыхания, развитием голосовых связок, интонации речи, артикуляционных движений и мимических жестов, развитие восприятия речи и отработка правильного звукового произношения.
- Музицирование. Сюда входят игры, направленные на развитие голосового аппарата, звукового подражания, фонопедические упражнения, сопровождение пения разнообразными движениями. Сюда же включаются игровые упражнения на музыкальных инструментах, озвучивание текста по графическим знакам.
- Танцевально-ритмические упражнения. Они формируют чувство ритма и развивают двигательную активность ребенка. У него развивается способность совершать движения в такт музыке, переживать ее и воплощать в движениях. В данный блок входят игровые гимнастические упражнения, направленные на развитие разных групп мышц, а также артикуляционного аппарата, а также игровая ритмика, связанная с совершением движений под определенный музыкальный ритм, в конкретном темпе. Дети совершают разнородные движения руками и иными частями тела, а также выполняют движения органами артикуляции в такт музыке.
- Эмоционально-волевые упражнения. Они связаны с формирование навыков управления своими эмоциями и их проявлением невербальными средствами – мимика, жесты. Совершение мимических жестов органами артикуляции положительно сказывается на развитии артикуляционного аппарата и активизации коммуникативного развития ребенка.
- Креативные тренинги. Они связаны с заучиванием стихотворений, коротких песен, музыкально-речевых сказок и их отражение посредством мимических жестов и жестов кистями и пальцами рук. В работе, также, используются графические и инструментальные импровизации. Все это направлено на развитие психических процессов, функционирование которых затруднено, нарушено у ребенка с ОНР, а также, положительно воздействует на эмоциональную сферу ребенка и включает в работу мелкую и общую моторику.