Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Логопедическая ритмика в системе развития артикуляционной и мелкой моторики у дошкольников с ОНР

Основы реализации логопедической ритмики

Определение 1

Логопедическая ритмика – это метод логопедической терапии, ориентированный на коррекцию речевых нарушений, сопровождающих общее недоразвитие речи.

В основе логопедической ритмики заложено три направления деятельности:

  1. Движение. Сюда входит двигательная активность детей, совершение движений органами артикуляции и движений пальцами рук.
  2. Музыка. Сопровождение занятий музыкой, ее использование для релаксации, выполнения ритмических движений. В ходе занятий формируются музыкально-ритмические чувства, восприятие
  3. Речь. Речевое становление осуществляется на основании комплексного подхода, устранения ведущих речевых дефектов, постановки звуковой и произносительной стороны речи.

Логопедическая ритмика хороша тем, что такие занятия направлены не только и не столько на развитие речи, сколько на общее развитие ребенка через совершенствование его речевых навыков, развитие двигательных функций организма, формирование навыков пространственной ориентации, умения преодолевать трудности, а также общее поддержание и укрепление здоровья ребенка.

Занятия по логоритмике реализуются на основании связи речевой, двигательной и музыкальной деятельности. Музыка сопровождает процесс движений и речевого произношения. Она помогает расслабиться и настроиться на работу.

В ходе занятий происходит компенсация речевого восприятия через музыкальное восприятия. Для обоих направлений используется один и тот же анализатор, только музыкальное восприятия у детей с ОНР является более развитым. Также, следует отметить, что логоритмические занятия реализуются в игровой форме, что возбуждает у детей интерес к деятельности, активизирует их работу по разным направлениям.

Составные компоненты логопедической ритмики

«Логопедическая ритмика в системе развития артикуляционной и мелкой моторики у дошкольников с ОНР» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Использование логопедической ритмики в качестве средства развития артикуляции и моторных функций ребенка с ОНР обусловлено тем, что занятия проводятся в увлекательной форме и способствуют раскрепощению каждого ребенка. Зажатость, замкнутость, нежелание вступать в диалог с окружающими постепенно уходит на нет в ходе логоритмических занятий. Речь развивается более быстро и эффективно, поскольку она сопровождается музыкой и движением, что положительно сказывается на эмоциональной сфере ребенка, активизируя его потребность в знаниях и взаимодействии с окружающим миром.

Составными компонентами логоритмических занятий являются:

  • Совершение движений разными частями тела в разных направлениях.
  • Ходьба разного характера.
  • Упражнения, включающие работу памяти, внимания, воображения.
  • Песни и стихи, сопровождаемые совершением разнородных движений. Здесь идет ориентация на формирование плавной речи, ее выразительности и развитие слухового восприятия.
  • Речевые игры.
  • Совершение движений, направленных на развитие координации и моторных функций организма.
  • Пальчиковая гимнастика, направленная на развитие мелкой моторики.
  • Танцы, направленные на развитие смелости, уверенности в себе и устранение проблем коммуникативного взаимодействия.
  • Коммуникативные игры, направленные на устранение барьеров общения и социального взаимодействия.
  • Релаксационные упражнения, ориентированные на устранение разнородного напряжения, эмоциональное, психическое и физическое расслабление.

Каждое логоритмическое занятие реализуется в яркой форме. Это требует внесение в него элементов игры, создание насыщенной, яркой атмосферы, использование колоритных атрибутов: колокольчики, яркие ленты, бантики, различные природные материалы, мягкие мячики и объекты иной формы, способствующие развитию моторики рук.

Содержание логоритмических занятий

Содержание логоритмических занятий можно представить следующими блоками коррекционной деятельности:

  1. Развитие неречевых процессов. Сюда входят упражнения на развитие мелкой моторики, пространственной координации, регуляции мышечного тонуса, развитие чувства ритма и ряда психических процессов.
  2. Речедвигательные игры. Они связаны с постановкой дыхания, развитием голосовых связок, интонации речи, артикуляционных движений и мимических жестов, развитие восприятия речи и отработка правильного звукового произношения.
  3. Музицирование. Сюда входят игры, направленные на развитие голосового аппарата, звукового подражания, фонопедические упражнения, сопровождение пения разнообразными движениями. Сюда же включаются игровые упражнения на музыкальных инструментах, озвучивание текста по графическим знакам.
  4. Танцевально-ритмические упражнения. Они формируют чувство ритма и развивают двигательную активность ребенка. У него развивается способность совершать движения в такт музыке, переживать ее и воплощать в движениях. В данный блок входят игровые гимнастические упражнения, направленные на развитие разных групп мышц, а также артикуляционного аппарата, а также игровая ритмика, связанная с совершением движений под определенный музыкальный ритм, в конкретном темпе. Дети совершают разнородные движения руками и иными частями тела, а также выполняют движения органами артикуляции в такт музыке.
  5. Эмоционально-волевые упражнения. Они связаны с формирование навыков управления своими эмоциями и их проявлением невербальными средствами – мимика, жесты. Совершение мимических жестов органами артикуляции положительно сказывается на развитии артикуляционного аппарата и активизации коммуникативного развития ребенка.
  6. Креативные тренинги. Они связаны с заучиванием стихотворений, коротких песен, музыкально-речевых сказок и их отражение посредством мимических жестов и жестов кистями и пальцами рук. В работе, также, используются графические и инструментальные импровизации. Все это направлено на развитие психических процессов, функционирование которых затруднено, нарушено у ребенка с ОНР, а также, положительно воздействует на эмоциональную сферу ребенка и включает в работу мелкую и общую моторику.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 18.08.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot