Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Дифференцированное обучение детей младшего школьного возраста

Роль применения дифференцированного обучения в начальной школе

Определение 1

Дифференцированное обучение – это организация образовательной деятельности группой учащихся, имеющих идентичные интеллектуальные и познавательные способности, возможности и сходные интересы в отношении содержания образовательной деятельности.

Дифференцированное обучение является разновидностью реализации индивидуального образовательного подхода. В силу сложности его применения в образовательном процессе происходит его замещение дифференцированным обучением т.е. разделением учащихся на мини группы и использовании по отношению к ним особых методов, приемов и технологий обучения.

В настоящее время дифференцированное обучение активно внедряется в образовательный процесс начальной школы. Это позволяет разделить учащихся на группы по конкретным параметрам их развития с самого начала обучения, чтобы довести их знания и навыки до совершенства, а также сократить отставание учащегося от коллектива класса в усвоении образовательной программы.

Возможности дифференцированного обучения высоки. Дифференциация позволяет достичь высоких образовательных результатов и упростить процесс социальной адаптации детей на начальных этапах школьного обучения.

Применение дифференцированного обучения в начальной школе позволяет:

  • Развить социальные возможности каждого учащегося и удовлетворить его социальные потребности.
  • Учитывать познавательные потребности и возможности каждого учащегося и стимулировать возникновение новых.
  • Развивать эмоциональную сферу ребенка и повышать его учебную мотивацию.
  • Сохранить и развивать индивидуальные черты личности, раскрывать ее природный потенциал.
  • Устранить недочеты домашнего воспитания и сократить численность детей, относящихся к «группе риска».

Дифференцированное обучение ориентировано на приспособление образовательной программы начальной школы к уровню развития, возможностям, способностям и потребностям каждого учащегося, через разбиение классного коллектива на подгруппы. Такое обучение предполагает уход от традиционного подхода, когда идет ориентация на «среднего ученика». На начальном этапе школьного обучения он особенно неактуален и должного образовательного эффекта не приносит. Однако, технология дифференцированного обучения достаточно нова и не всегда адекватно используется т.е. не всегда удается подстроить образовательный процесс под потребности и возможности отдельных групп учащихся. Зачастую, некоторые учащиеся не получают должного эффекта от образовательной деятельности. Потому, в настоящее время, учеными уделяется особое внимание этому вопросу и разработке механизма реализации дифференцированного обучения в начальной школе.

«Дифференцированное обучение детей младшего школьного возраста» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Дифференцированный подход. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Дифференцированный подход. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Механизм реализации дифференцированного обучения в начальной школе

Дифференцированное обучение в начальной школе является насущной необходимостью в настоящее время.

В общем виде, механизм реализации данного типа обучения можно представить в виде поэтапной работы по следующим направлениям:

  1. Определение показателей дифференциации. Выбираются показатели, по которым учащиеся начальных классов будут разделяться на группы. Это может уровень социального развития и степень развитости познавательной заинтересованности, наличие мотивации к учению, уровень интеллектуального развития, творческий потенциал и др. Как правило, для младших школьников в качестве показателей дифференциации могут быть выбраны параметры развития их восприятия, усвоения знаний, развитие мышления, воображения, памяти, работоспособность, восприимчивость учебной информации. Исследуются и особенности развития этих процессов у каждого отдельного учащегося.
  2. Проведение диагностирования коллектива учащихся, исходя из выбранных показателей дифференциации. Проводится выявление конкретного уровня развития учащегося и состояния той или иной сферы его организма или сферы деятельности.
  3. Определение способа дифференциации. Здесь происходит определение способа деления учащихся на группы, т.е. на какое количество групп будет разделен коллектив, как будет проходить это разделение и т.д.
  4. Определение способа реализации дифференцированного обучения. Имеется в виду, где, как и когда будет реализован дифференцированный подход. Он может быть осуществлен на отдельных этапах урока или использоваться в течение всего занятия, применяться только в классной работе, только в домашней работе или в классной и домашней одновременно и иными методами.
  5. Разработка разноуровневых заданий для учащихся. Формируются задания разной степени сложности, требующие применения разных усилий, разного объема знаний и навыков.
  6. Определение способов контроля и оценки продуктивности использования дифференцированного подхода. Выбираются критерии оценки успешности решения разноуровневых заданий, а также эффективности дифференцированного подхода в целом.

Следует отметить, что одним из показателей дифференциации учащихся начальных классов, может быть определение специальных способностей детей т.е. учащиеся делятся на группы по уровню развития их познавательной сферы, творческой стороны личности, развитию художественных, музыкальных, спортивных навыков, коммуникативной сферы и т. д.

Разделение учащихся по показателю развития познавательной сферы является наиболее распространенным и часто используемым. В этом направлении, как правило, не возникает никаких затруднений. Что касается разделения учащихся по иным критериям, особенно творческим способностям, то эти параметры дифференциации еще недостаточно проработаны и при реализации сталкиваются со значительными затруднениями.

Условия реализации дифференцированного обучения в начальной школе

Дифференциация обучения учащихся начальной школе реализуется в опоре на соблюдение следующих условий:

  1. Ведение учета динамики развития, успеваемости каждого учащегося. Как правило ведутся дневники учета психологических и педагогических параметров развития учащихся.
  2. Систематическая проверка продуктивности реализации дифференцированного обучения и внесение поправок в методы и средства его организации.
  3. Создание системы взаимодействия с родителями учащихся.
  4. Создание у учащихся осознания своей индивидуальности и понимания требований, предъявляемых к нему и итогов его образовательной деятельности.
  5. Поддержание непрерывного диалога с учащимися по вопросам применения разноуровневых заданий и реализации собственных образовательных потребностей.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 28.10.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot