Специфика процесса обучения дошкольников
Обучение – это процесс передачи знаний и развития навыков, стимулирования активизации познавательной и исследовательской деятельности, связанный с усвоением системы научных знаний и получением практических навыков в различных областях деятельности, развитием творческих способностей, усвоением культурных норм и нравственных принципов деятельности, эстетических взглядов и моральных принципов.
Процесс обучения является структурным компонентом педагогического процесса. Он связан с деятельностью педагога по передаче знаний и навыков учащимся, и с их деятельностью, по получению, усвоению и практическому применению этих знаний и навыков.
Процесс обучения имеет свои особенности в зависимости от возрастного этапа развития ребенка.
Обучение в дошкольном заведении образования имеет отличие по содержанию, методам и формам организации. Все знания и умения в этом возрасте передаются ребенку взрослыми. Он руководит познанием ребенка, руководит освоением и сохранением обучающего материала, помогает реализовать усвоенные данные на практике.
В дошкольном возрасте обучение детей имеет следующую специфику:
- Основным видом деятельности дошкольников является игра. Поэтому процесс обучения протекает в игровой форме;
- Процесс обучения имеет систематизированную структуру: в нем отсутствуют научные теории и концепции, дети получают элементарные представления об устройстве природы и социума, получают простейшие практические навыки в различных областях и направлениях деятельности;
- Возникновение трудностей в познании, связанных с выделением значимых объектов от второстепенных;
- Важность наглядного представления детям объектов и процессов познания;
- Необходимость развивать мотивацию к познавательной деятельности;
- Важность одобрения, похвалы, поощрения детей за их успехи в обучении и исключение наказаний за отставание;
- Невозможность концентрировать внимание на объектах в течение длительного времени, слабая работоспособность и частые перепады настроения;
- Необходимость доступности преподавания информации, ее простота и четкость построения;
- Высокая степень развития эмоционального компонента, преобладающего над иными видами деятельности;
- Применение действенного и образного методов в познании.
Целевое назначение и принципы построения обучения дошкольников
Обучение в дошкольном возрасте нацелено на реализацию основной образовательной функции, ориентированной на передачу подрастающему поколению фундаментальных научных знаний об устройстве природы и социума, место и роли в них человека, организации его деятельности. эти знания и представления не должны быть разрозненными. Им необходимо придать системный и осознанный характер.
На основании целевого назначения дошкольного этапа обучения, оно требует решения ряда важных задач:
- Расширение словарного запаса ребенка;
- Расширение кругозора ребенка;
- Создание условий, обеспечивающих общее развитие каждого ребенка;
- Формирование мотивов участия в познании, развитие познавательной заинтересованности;
- Развитие основных умений, применяемых в разных видах и направлениях деятельности;
- Акцентирование усилий на развитии мыслительной деятельности, памяти, навыков восприятия и ощущения;
- Развитие умения самостоятельной организации своего познания, проявления активности в ходе обучения;
- Развитие стремления у детей совершенствовать свои знания и навыки деятельности;
- Развитие положительного восприятия учебного процесса, активизация эмоционального всплеска в его ходе;
- Подготовка дошкольников к следующему этапу их жизнедеятельности – школьному обучению.
Каждая задача обучения реализуется путем взаимосвязанной системы действий, реализуемых в процессе обучения путем применения методов и средств обучения.
В ходе организации своей преподавательской деятельности, педагог выбирает содержание и формы его построения. Это реализуется посредством опоры на конкретные закономерности реализации процесса преподавания, которые являются принципами обучения. К основным принципам обучения детей дошкольного возраста относятся следующие:
- Принцип воспитывающего обучения. Обучение детей дошкольного возраста должно носить воспитывающий характер т.е. помогать становлению и развитию личности ребенка, формированию его нравственных свойств, восприятию моральных и культурных ценностей.
- Принцип развивающего обучения. Обучение должно носить развивающий характер, ориентируясь на создание условий для развития, саморазвития, самопознания и самовыражения личности ребенка.
- Принцип научности. Информация, преподаваемая детям должна носить строго научное обоснование.
- Принцип систематичности и последовательности. Знания должны передаваться поэтапно, иметь определенную последовательность информационных данных и быть систематизированными.
- Принцип доступности. Знания и умения должны передаваться детям в доступной для детского восприятия форме и рациональными методами.
- Принцип осознанности. Процесс обучения должен носить осознанный характер, причем, обе стороны обучения должны осознанно принимать в нем участие.
Формы обучения в ДОУ
Форма обучения – это совместная деятельность педагога и учащихся, реализуемая в определенном порядке и режимном течении.
Дошкольное обучение строится, в основном, в форме построения занятий, которые имеют определенную временную продолжительность, отвечающую возрасту учащихся, конкретное структурное строения, степень требований детям, заключающихся в тех знаниях и навыках, которые они должны усвоить в процессе познавательной деятельности.
Обучение в дошкольной организации не имеет оценочной системы. Также, дети не знают, что такое домашние задания, а усвоение учебной программы проверяется в игровой форме, в ходе которой и рассказывается новый материал.
Обучение в ДОУ может быть реализовано во фронтальных, групповых и индивидуальных формах. Познание детей осуществляется в процессе реализации детской жизнедеятельности, игре, общении.