Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Сущность, функции и структура инклюзивного процесса обучения

Принципы инклюзивного образования

Определение 1

Инклюзивное образование – это гибкая образовательная среда, ориентированная на обучение и развитие каждого ребенка, независимо от его интеллектуальных, физических и иных особенностей.

Инклюзивное образование является особым подходом к обучению, воспитанию и развитию подрастающего поколения, основанным на достижении целей и задач образования, посредством использования гибких средств и методов удовлетворения разнообразных образовательных потребностей, ориентированных на полноценное обучение и развитие детей с ограниченными возможностями.

Сущность данного образования состоит в стирание границ между обучением нормальных детей и детей с отклонениями в развитии. Каждый ребенок является ценным и значимым и требует особого внимания и подхода к своему полноценному обучению и развитию.

Дети с ограниченными возможностями попадают в нормальную образовательную среду и учатся нормальному взаимодействию с ее членами. Это расширяет их социальные контакты и способствует более быстрой адаптации к условиям учебного заведения и приобщению к нормальной полноценной образовательной среде.

Учащиеся с нормальным развитием учатся принимать детей с разными отклонениями. Таким образом, дети с детства учатся принимать и уважать каждого члена общества, независимо от его уровня развития, наличия каких-то отклонений и возможностей.

Инклюзивное образование опирается на следующие принципы:

  • Принцип ценности детской личности. Он означает признание ребенка высшей ценностью, субъектом образования, независимо от его развития.
  • Принцип равнозначности и равноправия каждого учащегося. Он означает наличие права на образование у каждого ребенка, независимо от его образовательных потребностей и возможностей.
  • Принцип взаимопомощи. Он означает, что каждому человеку кто-то необходим рядом, чтобы обеспечить его нормальное, полноценное развитие. Все нуждаются в друг друге.
  • Принцип коммуникативного равноправия. Он означает, что каждый ребенок имеет право на общение и социальное взаимодействие.
  • Принцип веры в интеллектуальные силы. Он означает, что каждый ребенок, независимо от его отклонений в развитии, обладает способностями к мыслительной работе, может думать и чувствовать.
  • Принцип взаимодействия. Он связан с тем, что достижение целей и задач образования возможно, только, в ходе реального взаимодействия, взаимоотношений всех участников данной деятельности.
  • Принцип ориентации на способности учащихся. Он означает опору на то, что учащийся может, его способности и возможности при разработке индивидуального образовательного маршрута. Прогресс возможен только тогда, когда в расчет берутся реальные возможности учащихся, а не то, чего они делать, в принципе, не могут.
  • Принцип вариативности образовательной деятельности. Разнообразие мотивирует к познанию, к разной деятельности, стимулирует все аспекты личностного развития.
«Сущность, функции и структура инклюзивного процесса обучения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Инклюзия в образовании помогает ликвидировать социальную изоляцию учащихся с разнородными отклонениями в развитии. Она ориентирована на принятие многообразия учащихся и вариативности их потенциальных возможностей развития на всех этапах обучения. Она делает образовательную среду гуманистически ориентированной.

Основная цель инклюзивного образования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Основная цель инклюзивного образования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Структура инклюзивного образования

Инклюзивное образование формируется на основании связи трех компонентов:

  1. Учебное заведение. Подразумевается наличие школы, принимающей программу инклюзивного образования и, ориентированной на создание доступной образовательной среды, в которой взаимодействуют учащиеся с разными образовательными потребностями, педагоги, соответствующей квалификации и родители учащихся. Данный вид обучения требует наличия соответствующего методического сопровождения педагогов и привлечения дополнительных специалистов, для оказания педагогом помощи в реализации образовательных программ: психологи, социальные работники, социальные педагоги, медицинский персонал, логопеды.
  2. Родители учащихся. Родители учащихся являются важными субъектами образовательного процесса. Они должны понимать, что представляет собой инклюзивное образование (для этого реализуется взаимодействие классных руководителей с родителями и происходит ознакомление с данным видом образования) и быть заинтересованными в полноценном обучении своего ребенка.
  3. Социальная среда. Учебное заведение инклюзивного типа не должно быть изолированным от социального пространства. Оно активно взаимодействует с социальной средой: учреждениями культуры, общественными объединениями, другими школами разного типа и направленности деятельности, а также социальными партнерами. В работе учреждения инклюзивного образования принимают участие Центры социальной защиты населения, медицинские организации, психологические службы, учреждения дополнительного образования.

Активное и тесное взаимодействие всех участников системы инклюзивного образования выступает залогом его эффективной реализации.

Барьеры для инклюзивного образования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Барьеры для инклюзивного образования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Функциональная роль учебного заведения инклюзивной направленности

Разрабатывая инклюзивное образовательное пространство в учебном заведении, педагоги и иные его сотрудники, ориентируются на выполнение следующих образовательных функций:

  1. Создание комфортного психологического микроклимата в учебном заведении в целом и в отдельном классе, ориентированного на учащихся с разными стартовыми возможностями.
  2. Построение системы психолого-педагогического сопровождения учащихся с разными видами отклонений.
  3. Создание комфортных условий для полноценного развития учащихся в инклюзивном образовательном пространстве.
  4. Создание индивидуальных образовательных маршрутов коррекционного типа для каждого учащегося (или группы учащихся с идентичными отклонениями).
  5. Методическое обеспечение образовательной работы инклюзивного учебного заведения. Предполагается создание методической базы деятельности школы, технологий по обучению и воспитанию учащихся с нормальным и ограниченными развитием в едином образовательном пространстве.
  6. Обеспечение учебного заведения необходимым оборудованием и инструментами, обеспечивающими безбарьерное пространство обучения.
  7. Повышение педагогической и информационной компетентности родителей учащихся с ограниченными возможностями.
Дата последнего обновления статьи: 14.05.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot