Принципы инклюзивного образования
Инклюзивное образование – это гибкая образовательная среда, ориентированная на обучение и развитие каждого ребенка, независимо от его интеллектуальных, физических и иных особенностей.
Инклюзивное образование является особым подходом к обучению, воспитанию и развитию подрастающего поколения, основанным на достижении целей и задач образования, посредством использования гибких средств и методов удовлетворения разнообразных образовательных потребностей, ориентированных на полноценное обучение и развитие детей с ограниченными возможностями.
Сущность данного образования состоит в стирание границ между обучением нормальных детей и детей с отклонениями в развитии. Каждый ребенок является ценным и значимым и требует особого внимания и подхода к своему полноценному обучению и развитию.
Дети с ограниченными возможностями попадают в нормальную образовательную среду и учатся нормальному взаимодействию с ее членами. Это расширяет их социальные контакты и способствует более быстрой адаптации к условиям учебного заведения и приобщению к нормальной полноценной образовательной среде.
Учащиеся с нормальным развитием учатся принимать детей с разными отклонениями. Таким образом, дети с детства учатся принимать и уважать каждого члена общества, независимо от его уровня развития, наличия каких-то отклонений и возможностей.
Инклюзивное образование опирается на следующие принципы:
- Принцип ценности детской личности. Он означает признание ребенка высшей ценностью, субъектом образования, независимо от его развития.
- Принцип равнозначности и равноправия каждого учащегося. Он означает наличие права на образование у каждого ребенка, независимо от его образовательных потребностей и возможностей.
- Принцип взаимопомощи. Он означает, что каждому человеку кто-то необходим рядом, чтобы обеспечить его нормальное, полноценное развитие. Все нуждаются в друг друге.
- Принцип коммуникативного равноправия. Он означает, что каждый ребенок имеет право на общение и социальное взаимодействие.
- Принцип веры в интеллектуальные силы. Он означает, что каждый ребенок, независимо от его отклонений в развитии, обладает способностями к мыслительной работе, может думать и чувствовать.
- Принцип взаимодействия. Он связан с тем, что достижение целей и задач образования возможно, только, в ходе реального взаимодействия, взаимоотношений всех участников данной деятельности.
- Принцип ориентации на способности учащихся. Он означает опору на то, что учащийся может, его способности и возможности при разработке индивидуального образовательного маршрута. Прогресс возможен только тогда, когда в расчет берутся реальные возможности учащихся, а не то, чего они делать, в принципе, не могут.
- Принцип вариативности образовательной деятельности. Разнообразие мотивирует к познанию, к разной деятельности, стимулирует все аспекты личностного развития.
Инклюзия в образовании помогает ликвидировать социальную изоляцию учащихся с разнородными отклонениями в развитии. Она ориентирована на принятие многообразия учащихся и вариативности их потенциальных возможностей развития на всех этапах обучения. Она делает образовательную среду гуманистически ориентированной.
Рисунок 1. Основная цель инклюзивного образования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Структура инклюзивного образования
Инклюзивное образование формируется на основании связи трех компонентов:
- Учебное заведение. Подразумевается наличие школы, принимающей программу инклюзивного образования и, ориентированной на создание доступной образовательной среды, в которой взаимодействуют учащиеся с разными образовательными потребностями, педагоги, соответствующей квалификации и родители учащихся. Данный вид обучения требует наличия соответствующего методического сопровождения педагогов и привлечения дополнительных специалистов, для оказания педагогом помощи в реализации образовательных программ: психологи, социальные работники, социальные педагоги, медицинский персонал, логопеды.
- Родители учащихся. Родители учащихся являются важными субъектами образовательного процесса. Они должны понимать, что представляет собой инклюзивное образование (для этого реализуется взаимодействие классных руководителей с родителями и происходит ознакомление с данным видом образования) и быть заинтересованными в полноценном обучении своего ребенка.
- Социальная среда. Учебное заведение инклюзивного типа не должно быть изолированным от социального пространства. Оно активно взаимодействует с социальной средой: учреждениями культуры, общественными объединениями, другими школами разного типа и направленности деятельности, а также социальными партнерами. В работе учреждения инклюзивного образования принимают участие Центры социальной защиты населения, медицинские организации, психологические службы, учреждения дополнительного образования.
Активное и тесное взаимодействие всех участников системы инклюзивного образования выступает залогом его эффективной реализации.
Рисунок 2. Барьеры для инклюзивного образования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Функциональная роль учебного заведения инклюзивной направленности
Разрабатывая инклюзивное образовательное пространство в учебном заведении, педагоги и иные его сотрудники, ориентируются на выполнение следующих образовательных функций:
- Создание комфортного психологического микроклимата в учебном заведении в целом и в отдельном классе, ориентированного на учащихся с разными стартовыми возможностями.
- Построение системы психолого-педагогического сопровождения учащихся с разными видами отклонений.
- Создание комфортных условий для полноценного развития учащихся в инклюзивном образовательном пространстве.
- Создание индивидуальных образовательных маршрутов коррекционного типа для каждого учащегося (или группы учащихся с идентичными отклонениями).
- Методическое обеспечение образовательной работы инклюзивного учебного заведения. Предполагается создание методической базы деятельности школы, технологий по обучению и воспитанию учащихся с нормальным и ограниченными развитием в едином образовательном пространстве.
- Обеспечение учебного заведения необходимым оборудованием и инструментами, обеспечивающими безбарьерное пространство обучения.
- Повышение педагогической и информационной компетентности родителей учащихся с ограниченными возможностями.