Системный подход к построению индивидуального образовательного маршрута основывается на создании особой педагогической системы для отдельного ребенка, включающей в свой состав определенные компоненты, отражающие его потребности, стремления, возможности, уровень интеллектуального развития, индивидуальные особенности личности. Это позволяет максимально полно отразить возможности индивидуального маршрута в реализации личностного потенциала каждого учащегося, создать условия для его проявления в качестве субъекта образовательной деятельности.
Эффективность применения системного подхода при построении индивидуального образовательного маршрута
Построение индивидуального образовательного маршрута может опираться на различные подходы: индивидуальный, личностно-направленный, гуманистический и системный. Использование системного подхода является наиболее целесообразным и продуктивным, поскольку строит учебный процесс, как педагогическую систему, состоящую из совокупности компонентов, имеющих определенные связи и зависимости, несущие конкретную роль для общего образовательного процесса и реализации образовательного потенциала отдельного учащегося.
В настоящее время, системный подход выступает одним из необходимых условий построения эффективного индивидуального образовательного маршрута.
Эффективность применения системного подхода при проектировании индивидуального маршрута обучения, определяется следующими положениями:
- Нелинейная структура образовательного процесса. Это позволяет сделать образовательный маршрут более мобильным и универсальным. Он оказывается способным подстраиваться под меняющиеся условия образовательного пространства, имеет свободное сочетание технологий и методов образования, которые варьируются, исходя из текущих обстоятельств и педагогических условий. Возможно применение какой-то одной технологии или метода, их замена по ходу реализации образовательной программы, либо использование нескольких технологий и методов, изменение их сочетания и количества. Образовательный процесс подвержен переменам, основанным на личном выборе, личных интересах и потребностях учащегося и деятельности педагога, ориентированной на создание условий для их реализации и достижения успеха. Поэтому, изменение компонентов системы не вредит ей. Нелинейность способствует созданию динамичной и личностно-ориентированной системы обучения.
- Технологии, применяемые при построении образовательного маршрута, его проекты и формы имеют методическое обоснование и могут быть легко и полноценно реализованы. Индивидуальный образовательный маршрут, проектируемый, посредством системного подхода, может быть продуктивно осуществлен любой образовательной организацией. Это возможно потому, что он опирается на технические, материальные и иные возможности образовательного пространства конкретного учебного учреждения, педагогического состава, квалификацию и мастерство педагогов. Технологии носят универсальный характер. Они ориентированы на развитие важнейших социальных компетенций.
- Создание условий для творческого развития учащихся. Каждый учащийся выступает творцом своего обучения. Он сам избирает свою траекторию развития, используя разные варианты ее реализации, нестандартные подходы к деятельности. Происходит формирование опыта, осуществление попыток реализации себя в различных видах и направлениях деятельности.
- Формирование системы сотрудничества между педагогом и учащимися. Их отношения приобретают характер партнерства.
Компоненты структуры индивидуального образовательного маршрута
При системном подходе к проектированию индивидуального маршрута образования учащегося, его структура сводится к совокупности, взаимосвязи и взаимодействию следующих компонентов:
- Целевой компонент. Он отражает целевое назначение образовательной деятельности конкретного учащегося, отвечающее его мотивам и потребностям, склонностям и интересам. Цели не могут противоречить законодательству государства, его НПА и образовательным стандартам.
- Содержательный компонент. Он отражает совокупность учебных дисциплин, входящих в индивидуальную программу обучения, их внутреннюю структуру, внутренние и внешние связи. При этом, имеется перечень обязательных дисциплин т.е. учебных предметов, которые должен знать каждый учащийся, независимо от его предпочтений.
- Технологический компонент. Он состоит из совокупности технологий, методов и средств реализации индивидуального образовательного маршрута. Они должны отвечать его целям, быть в соответствии с содержанием и, ориентированными на результат.
- Диагностический компонент. Включает в себя систему педагогической помощи и поддержки учащимся по выбору их индивидуальной траектории образовательной деятельности и ее реализации.
- Организационный компонент. Сюда включены условия реализации педагогического процесса, ориентированного на осуществление индивидуального образовательного маршрута, организационные моменты педагогической деятельности. варианты достижения поставленных образовательных целей.
- Результативный компонент. Он отражает прогнозирование итогов реализации образовательного маршрута, подведение реальных итогов образовательной деятельности, ее оценку и анализ.
Построение своего образовательного маршрута является сложным процессом, особенно для ребенка. Он не может осознать, что ему необходимо делать, и как лучше этого достичь. Поэтому, ему требуется помощь взрослого.
Выбор индивидуальной образовательной программы возможен посредством предоставления ребенку нескольких вариантов развития событий и оказания ему помощи родителями или иными опекунами в выборе одного из них. Построение структуры маршрута осуществляется на основании профессиональной помощи педагога, который формирует компоненты образовательного маршрута, с учетом мотивов, потребностей, желаний учащегося и его родителей, и их соответствия образовательным стандартам, возможностям конкретного образовательного учреждения, целевому назначению образовательной системы в целом.
Таким образом, структура индивидуального образовательного маршрута, представляет собой баланс между личными стремлениями учащегося и его родителей и профессиональными воззрениями и инициативой педагога.