Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Структура индивидуального образовательного маршрута с точки зрения системного подхода

Системный подход к построению индивидуального образовательного маршрута основывается на создании особой педагогической системы для отдельного ребенка, включающей в свой состав определенные компоненты, отражающие его потребности, стремления, возможности, уровень интеллектуального развития, индивидуальные особенности личности. Это позволяет максимально полно отразить возможности индивидуального маршрута в реализации личностного потенциала каждого учащегося, создать условия для его проявления в качестве субъекта образовательной деятельности.

Эффективность применения системного подхода при построении индивидуального образовательного маршрута

Построение индивидуального образовательного маршрута может опираться на различные подходы: индивидуальный, личностно-направленный, гуманистический и системный. Использование системного подхода является наиболее целесообразным и продуктивным, поскольку строит учебный процесс, как педагогическую систему, состоящую из совокупности компонентов, имеющих определенные связи и зависимости, несущие конкретную роль для общего образовательного процесса и реализации образовательного потенциала отдельного учащегося.

Замечание 1

В настоящее время, системный подход выступает одним из необходимых условий построения эффективного индивидуального образовательного маршрута.

Эффективность применения системного подхода при проектировании индивидуального маршрута обучения, определяется следующими положениями:

  1. Нелинейная структура образовательного процесса. Это позволяет сделать образовательный маршрут более мобильным и универсальным. Он оказывается способным подстраиваться под меняющиеся условия образовательного пространства, имеет свободное сочетание технологий и методов образования, которые варьируются, исходя из текущих обстоятельств и педагогических условий. Возможно применение какой-то одной технологии или метода, их замена по ходу реализации образовательной программы, либо использование нескольких технологий и методов, изменение их сочетания и количества. Образовательный процесс подвержен переменам, основанным на личном выборе, личных интересах и потребностях учащегося и деятельности педагога, ориентированной на создание условий для их реализации и достижения успеха. Поэтому, изменение компонентов системы не вредит ей. Нелинейность способствует созданию динамичной и личностно-ориентированной системы обучения.
  2. Технологии, применяемые при построении образовательного маршрута, его проекты и формы имеют методическое обоснование и могут быть легко и полноценно реализованы. Индивидуальный образовательный маршрут, проектируемый, посредством системного подхода, может быть продуктивно осуществлен любой образовательной организацией. Это возможно потому, что он опирается на технические, материальные и иные возможности образовательного пространства конкретного учебного учреждения, педагогического состава, квалификацию и мастерство педагогов. Технологии носят универсальный характер. Они ориентированы на развитие важнейших социальных компетенций.
  3. Создание условий для творческого развития учащихся. Каждый учащийся выступает творцом своего обучения. Он сам избирает свою траекторию развития, используя разные варианты ее реализации, нестандартные подходы к деятельности. Происходит формирование опыта, осуществление попыток реализации себя в различных видах и направлениях деятельности.
  4. Формирование системы сотрудничества между педагогом и учащимися. Их отношения приобретают характер партнерства.
«Структура индивидуального образовательного маршрута с точки зрения системного подхода» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Компоненты структуры индивидуального образовательного маршрута

При системном подходе к проектированию индивидуального маршрута образования учащегося, его структура сводится к совокупности, взаимосвязи и взаимодействию следующих компонентов:

  • Целевой компонент. Он отражает целевое назначение образовательной деятельности конкретного учащегося, отвечающее его мотивам и потребностям, склонностям и интересам. Цели не могут противоречить законодательству государства, его НПА и образовательным стандартам.
  • Содержательный компонент. Он отражает совокупность учебных дисциплин, входящих в индивидуальную программу обучения, их внутреннюю структуру, внутренние и внешние связи. При этом, имеется перечень обязательных дисциплин т.е. учебных предметов, которые должен знать каждый учащийся, независимо от его предпочтений.
  • Технологический компонент. Он состоит из совокупности технологий, методов и средств реализации индивидуального образовательного маршрута. Они должны отвечать его целям, быть в соответствии с содержанием и, ориентированными на результат.
  • Диагностический компонент. Включает в себя систему педагогической помощи и поддержки учащимся по выбору их индивидуальной траектории образовательной деятельности и ее реализации.
  • Организационный компонент. Сюда включены условия реализации педагогического процесса, ориентированного на осуществление индивидуального образовательного маршрута, организационные моменты педагогической деятельности. варианты достижения поставленных образовательных целей.
  • Результативный компонент. Он отражает прогнозирование итогов реализации образовательного маршрута, подведение реальных итогов образовательной деятельности, ее оценку и анализ.

Построение своего образовательного маршрута является сложным процессом, особенно для ребенка. Он не может осознать, что ему необходимо делать, и как лучше этого достичь. Поэтому, ему требуется помощь взрослого.

Выбор индивидуальной образовательной программы возможен посредством предоставления ребенку нескольких вариантов развития событий и оказания ему помощи родителями или иными опекунами в выборе одного из них. Построение структуры маршрута осуществляется на основании профессиональной помощи педагога, который формирует компоненты образовательного маршрута, с учетом мотивов, потребностей, желаний учащегося и его родителей, и их соответствия образовательным стандартам, возможностям конкретного образовательного учреждения, целевому назначению образовательной системы в целом.

Замечание 2

Таким образом, структура индивидуального образовательного маршрута, представляет собой баланс между личными стремлениями учащегося и его родителей и профессиональными воззрениями и инициативой педагога.

Дата последнего обновления статьи: 16.09.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot