Принципы государственной политики в области образования
Политика в области образования, в узком смысле, - это система мер, направленных на реализацию приоритетов России в области образования на основании Федерального Закона «Об Образовании», статья 1.2). В широком смысле политика государства в образовательной сфере состоит из идеалов, ценностей, целей, задач, принципов и механизмов реализации действий государства в области образования.
Политика нашего государства в области образования определяет стратегию развития всего образования в стране.
Политика государства в образовании представляет особую сферу деятельности, как государства, так и органов местного самоуправления.
В любом государстве систему образования определяет социально-экономический и политический строй, а также культурно-исторические и национальные особенности страны. Требования общества к образованию отражены в системе принципов работы государственной образовательной политики. Целью политики государства выступает необходимость создать условия для реализации каждым гражданином своего права на получение образования, соответствующего по своей структуре и качеству потребностям экономического развития и гражданского общества.
Основные приоритеты политики РФ в сфере образования закреплены в следующих документах:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» со всеми его дополнениями и изменениями, «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года;
- Основные направления социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу»;
- Концепция модернизации образования в России на период до 2020 года;
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года;
- Комплекс директивных и нормативных документов Министерства образования и науки РФ.
В статье 43 Конституции РФ гарантировано:
- право каждого гражданина России на получение бесплатного образования;
- общедоступное и бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в государственных и муниципальных учреждениях образования и на профильных предприятиях;
- бесплатное получение высшего образования на конкурсной основе в государственных или муниципальных образовательных учреждениях;
- основное общее образование – обязательное. Родители или лица, заменяющие их должны обеспечить детям возможность получить основное общее образование;
- в РФ установлены федеральные государственные стандарты, поддерживающие основные формы образования и самообразования.
На сегодняшний день в России политика в образовательной области базируется на нескольких принципах, закрепленных в Законе «Об образовании»:
- гуманизм образовательной системы, предпочтение отдается общечеловеческим ценностям, жизни и здоровью людей, свободному личностному развитию. Необходимо воспитывать гражданственность, трудолюбие, уважение к правам и свободам личности, любовь к окружающей среде, Родине и своей семье;
- принцип единства федерального культурного и образовательного пространства. Защита и возможность развития в системе образования культурных национальных и региональных традиций и особенностей в рамках функционирования многонациональных государств;
- общедоступное образование, адаптивная система образования, соответствующая уровню и ряду особенностей развития и подготовки воспитанников и учеников;
- получение светского образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
- свобода и плюрализм в образовательной системе;
- демократическое и государственно-общественное управление образованием;
- автономный характер образовательных учреждений;
- толерантность, предполагающая внимание и сочувствие к социально незащищенным слоям населения.
Проблемы реализации политики России в сфере науки и образования
В РФ от взаимодействия образования и политики чаще страдало образование, нежели политика. Стремясь улучшить образовательную и научную сферы, государство уничтожало все то, чем дорожила старая система с момента распада СССР.
Иными словами, в современном мире проблема политики в образовательной сфере представляет собой:
- высокий уровень коррупции в области финансирования на ее высших уровнях, что влечет за собой низкий уровень условий, в которых учатся современные дети и работают современные ученые.
- Низкий уровень зарплат учителей и преподавателей высшего, среднего и дошкольного образований.
- Коррупция в вузах, которая связана со взятками за поступление в них, сдачу зачетов и экзаменов.
- Отсутствие международного признания российских стандартов среднего образования, в связи с чем, выпускники российских школ не могут поступать в большинство зарубежных вузов, а также российские дипломы о высшем профессиональном образовании признаются за рубежом крайне ограниченно;
- В соответствии с международными исследованиями качества среднего образования, в России отмечено невысокое качество подготовки выпускников своих школ.
- Демографическая яма, вызванная резким сокращением рождаемости в 1990-х годах, вызвавшая заметное сокращение количества школьников и студентов.
- Противоречивая оценка ЕГЭ, который представляет основную и, по сути, единственную форму государственной итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных школ, а также основной способ поступления в вузы. Несмотря на введение ЕГЭ в качестве общеобязательного еще в 2009 году, на сегодняшний день все еще обсуждают его целесообразность и правомерность.
- В период 2009-2011 года РФ покинула состав Топ-10 мировых научных держав.
- Общее снижение научного потенциала.
- Массовый отток мозгов, в период 1999-2019 годы из России уехало более 20 тыс. ученых, а около 30 тыс. работают в иностранных компаниях по временным контрактам.
Все обозначенные выше проблемы – это следствие недостаточно тщательно подготовленной политики, непродуманной в рамках подготовленности самой научной и образовательной сферы, а зачастую и неподготовленными и коррумпированными государственными органами. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что министерство образования разрабатывает законопроекты по официальному и правильному употреблению букв «е» и «ё» вместе реальных законов, касающихся повышения зарплат учителей и преподавателей, ставя их в неловкое положение.
Кроме проблем в образовании необходимо сказать о некоторой нелогичности политики в научной сфере. С 2000 по 2008 год из существующих 70 научных центров, которые были созданы еще в СССР, 14 прошли строжайшую проверку на возможность не только создания инноваций, но и их реализации, что позволило присвоить им статус «Наукоград Российской Федерации».
При этом, в 2009 году 12 ноября, на ежегодном послании Президента России Федеральному собранию впервые заявили о начале создания современного технологического центра, аналогичного Силиконовой долине и другими подобным зарубежным центрам. Уже 18 марта 2010 года президентом Д.А. Медведевым было объявлено, что инновационный центр будут создавать в Сколково. 14 декабря 2010 года был дан старт строительству инновационного центра «Сколково», вместе с этим обе палаты парламента завершили работу над разработкой законопроектов, которыми была обеспечено нормативная база работы «Сколково».
Если подводить итог всему, сказанному выше, то можно сказать, что проблемы политики России в сфере образования и науки представляют собой особый, порой бесконечный ряд проблем, решение которых заводит в тупик и простых граждан страны, и государственные органы, уполномоченные работать над решением стоящих проблем.