Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Технология маркетинга образования

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Маркетинг / Технологии маркетинга / Технология маркетинга образования

Понятие и особенности маркетинга образования

Рынок образовательных услуг направлен на удовлетворение запросов и потребностей людей в данной сфере.

Определение 1

Маркетинг образования - это деятельность по исследованию и формированию стратегии и тактики взаимоотношений субъектов рынка образовательных услуг, учреждений и т.д., т.е. тех, кто продает, покупает и потребляет данные услуги.

Ключевая задача маркетинга образовательных слуг – удовлетворение потребностей личности и общества в целом в получении качественного образования.

Субъектами образовательного маркетинга является образовательные организации, формирующие предложения по подготовке специалистов:

  • университеты;
  • институты;
  • академии;
  • колледжи.

Также субъектами маркетинговых отношений в сфере образования являются потребители (физические и юридические лица), посредники (биржи труда, службы занятости, органы аккредитации и лицензирования образовательных учреждений и т.д.), а также структуры, занимающиеся продвижением образовательных услуг.

Маркетинг образовательных учреждений включает:

  1. исследование рынка
  2. прогнозирование;
  3. ценообразование;
  4. выявление перспективных направлений развития.
Замечание 1

Особая роль на рынке образования отводится государству. Оно определяет политику образования, выделяет льготы государственным высшими учебным заведениям, определяет список востребованных на рынке труда специальностей, организует подготовку кадров и правовую защиту.

Особенностью маркетинга образовательных услуг является то, что организации в образовании являются некоммерческими и используют различные источники финансирования.

Маркетинг в образовании также определяется особенностями самого продукта, а именно услуги, которая охватывает все стороны развития личности. При этом предполагает не только образование в виде получения опыта, знаний, умений и навыков, но и воспитание определенных качеств поведения и их дальнейшее изменение, интеллектуальное и физическое развитие, а также формирование способности к саморазвитию.

Готовые работы на аналогичную тему

Основные технологии образовательного маркетинга: исследование, сегментирование и позиционирование

Современное развитие системы образования, наличие образовательных программ и разнообразных образовательных услуг вызывает необходимость обеспечения конкурентоспособности учреждений на рынке образования. Это является основой разработки стратегии образовательной организации. В процессе разработки стратегии маркетинговое и стратегическое управление развитием дополняют друг друга.

Основные технологии маркетинга образования – это инструменты комплекса маркетинга, который включает в себя:

  • исследование образовательного рынка (изучение конъюнктуры рынка, потребительского спроса, конкурентной среды);
  • сегментация и позиционирование;
  • разработка ассортимента и номенклатура образовательных услуг и продуктов;
  • разработка миссии и товарной марки
  • ценообразование;
  • продвижение.
Определение 2

Исследование рынка образования – это поиск благоприятных возможностей, которые предоставляются маркетинговой средой. Процесс изучения осуществляется как внутри образовательного учреждения, так и во внешней среде.

Целью сегментирования является выявление наиболее важных для каждой группы потребителей потребности в образовании и разработка политики маркетинга с ориентацией на удовлетворение спроса в этих группах.

Рынок образовательных услуг делится на три сегмента:

  • «белый» сегмент;
  • «серый» сегмент;
  • «черный» сегмент.

В состав первого сегмента входят бюджетные и контрактные отделения государственных и коммерческих вузов, школами, различными платными курсами (иностранные языки, повышение квалификации, программирование, бухучет, вождение и т.д.).

«Серый» сегмент – это услуги государственных и негосударственных учебных учреждений, в также частных лиц (репетиторы без регистрации как ИП).

Третий, «черный» сегмент представлен образовательными организациями, которые функционируют без оформления лицензий.

Под позиционированием образовательных услуг понимается создание внутреннего восприятия потребителями тех преимуществ и выгод, которые могут получить в конкретном образовательном учреждении, на фоне конкурентов.

Позиционирование – это работа с сознанием потенциальных потребителей и с образовательной услугой.

Основные технологии образовательного маркетинга: товарная, ценовая политика и политика продвижения

Товарная политика образовательного учреждения – это комплекс принципов и стратегий в сфере образовательных услуг, который обеспечивает стабильный уровень продаж и растущий сегмент рынок образовательных услуг.

Разработка ассортиментной политики образовательных учреждений имеет существенные особенности, что объясняется спецификой деятельности:

  • образовательная организация – это производитель особого вида продукта – образовательные услуги и программы;
  • образование должно носить опережающий характер в сравнении с другими сферами деятельности.

Цены на образовательные услуги должны обеспечивать финансовую стабильность учебных заведений и быть максимально направлены на решение социальных задач образовательной организации.

Замечание 2

Суть ценовой политики заключается в выборе и поддержании оптимального уровня цен для достижения образовательной организацией успеха на рынке.

Так как государственные школы и вузы получают финансирование с госбюджета, их дополнительные затраты окупаются даже при более низкой цене, что еще больше привлекает потребителей. Это и объясняет разницу в оплате за обучение в государственных и коммерческих учебных заведениях.

Учитывая усиленную конкуренцию в сфере образования, основное внимание следует уделять активному продвижению образовательных услуг той или иной образовательной организации.

Комплекс маркетинговых коммуникаций представлен основными средствами воздействия:

  1. разработка фирменного стиля;
  2. реклама;
  3. стимулирование продаж;
  4. связи с общественностью.
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис