Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Государственный и муниципальный маркетинг

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Маркетинг / Государственный и муниципальный маркетинг
Государственный и муниципальный маркетинг

Понятие и содержание государственного маркетинга

Маркетинг представляет собой вид предпринимательской деятельности, целью которой является продвижение товаров и услуг от производителя к потребителям.

Одной из сфер использования маркетинга является государственный сектор. Ключевая особенность такого маркетинга состоит в убеждении населения страны в том, что государственные программы (социальная политика, военные операции, тарификация на госуслуги и прочее) соответствуют их потребностям и запросам, а также в обеспечении соответствующего общественного мнения.

Определение 1

Государственный маркетинг — это комплекс усилий, которые предпринимает власть по поддержке и развитию предприятий, осуществляющих свою деятельность в данном государстве.

Специфика государственного маркетинга прослеживается при сравнении с политическим и экономическим маркетингом. Основные характеристики (субъекты, объекты, особенности реализации продукции или услуг) всех трех видом маркетинга значительно отличаются.

Субъекты государственного маркетинга:

  • государственные органы;
  • учреждения управления федерального уровня;
  • учреждения управления регионального уровня;
  • учреждения управления муниципального (местного) уровня.

Объекты государственного маркетинга:

  1. граждане (население страны);
  2. социальные группы;
  3. государственные организации (некоммерческие учреждения);
  4. коммерческие структуры.
Замечание 1

Товаром в государственном маркетинге являются государственные услуги, социальные программы и товары. Поэтому основной целью государственной маркетинговой деятельностью считается реализация и распределение данных продуктов.

Основные черты маркетинга в государственном управлении:

  • не совсем рыночный характер отношений;
  • масштабность маркетинговой деятельности по сфере действия (стабильность условий, привлекательность для бизнеса, длительный период);
  • активность в виде участия в конкурсах (тендеры, аукционы);
  • открытость и контролируемость со стороны общества (использование PR-технологий);
  • высокая зависимость рынка государственных заказчиков от законодательных актов и положений, политической конъюнктуры.

Инструменты государственного маркетинга

Целью государственного маркетинга является в первую очередь максимальное удовлетворение материальных и духовных потребностей граждан в рамках выделенных для этого средств.

Замечание 2

Государственный маркетинг должен изучать потребности и интересы населения, поэтому и используется подход, ориентированный на гражданина (клиента). Данный подход помогает обращаться к жалобам клиента, измерять его восприятие и улучшать результаты деятельности.

Основные задачи государственного маркетинга:

  1. анализ рынка и его структуризация;
  2. оценка и прогнозирование общественного спроса на продукцию и услуги;
  3. формирование благоприятного имиджа государства;
  4. повышение конкурентоспособности отечественных компаний-производителей и защита внутреннего рынка;
  5. содействие собственным предприятиям в процессе выхода на международные рынки;
  6. проведение рекламных кампаний на государственном уровне, т.е. развитие социальной рекламы.

Инструменты маркетинга в государственном управлении:

  • традиционные инструменты комплекса маркетинга (инструменты товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной политики);
  • сегментирование рынка;
  • позиционирование товаров и услуг;
  • маркетинговые исследования;
  • оценка конкурентоспособности.

Муниципальный маркетинг в управлении муниципальным образованием

Определение 2

Муниципальный маркетинг – это вид деятельности, который направлен на удовлетворение потребностей и запросов населения муниципального образования в тех или иных товарах или услугах на основе изучения спроса, разработки ассортиментной и ценовой политики, а также формирования спроса и стимулирования сбыта.

Требования потребителей, т.е. жителей муниципальной территории, обуславливают необходимость применения оптимальных структур управления, сочетания централизации и децентрализации.

Ключевая задача муниципального маркетинга состоит в обеспечении эффективного взаимодействия на разных уровнях управления муниципальным образованием функций планирования, контроля, организации, маркетинга и координации.

Маркетинговая деятельность любого муниципалитета строится на основе ряда принципов:

  1. ориентация на долгосрочный результат маркетинговой работы (особое внимание уделяется прогнозированию, разработке товаров рыночной новизны, которые приносят максимальную прибыль);
  2. использование в единстве и взаимосвязи стратегии и тактики активной адаптации к требованиям потенциальных потребителей с одновременным влиянием на них;
  3. достижение итогового практического результата производственно-сбытовой деятельности – эффективный сбыт продукции на рынке в запланированных объемах (завоевание определенной рыночной доли в соответствии с долговременной целью муниципального образования).

Виды муниципального маркетинга

Муниципальный маркетинг интегрирует все виды управленческой деятельности, которые основываются на определении и учете интересов и запросов общества в целом и отдельных социальных групп, на стимулировании полезных новых потребностей для общества.

Общество должно видеть, что работа органов муниципального образования способствуют появлению совокупного эффекта удовлетворения нужд, потребностей и запросов населения.

Отсюда система муниципального маркетинга включает следующие виды:

  • кадровый маркетинг;
  • политический маркетинг;
  • маркетинг образовательных услуг;
  • маркетинг здравоохранения;
  • маркетинг жилищной сферы и др.

Для ведения маркетинговой деятельности муниципального образования следует создать информационно-маркетинговой центр. Он организует постоянное поступление, оценку и анализ информации, которая позволяют администрации муниципалитета принимать эффективные решения по многим проблемам, связанных с исследованием, прогнозированием и удовлетворением потребностей потребителей.