Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Старшеклассник как субъект учебной деятельности

Учебная деятельность в период ранней юности

Определение 1

Учебная деятельность – это тип практической педагогической деятельности, цель которой – человек, владеющий определенным пластом культуры и опыта старшего поколения, представленных в виде учебных программ в формате совокупных знаний и умения их использовать.

Старшие классы – это период ранней юности, возрастной период от 14-15 до 17 лет. Дети вступают в новую социальную ситуацию развития, переходя из средней школы в старшую, или в новое учебное заведение – училище, ПТУ, колледж и пр. Данной ситуации характерен не только новый коллектив, о и направленность на будущее, включая профессиональное самоопределение. Необходимость выбора продиктована жизненной ситуацией, инициирована родителями и направлена учебным заведением. Соответственно, в этот период основная роль отдается ценностно-ориентированной активности. Она связана со стремлением быть автономным, быть самим собой.

И.С. Кон подчеркивал, что в современной психологии стоит вопрос о разграничении нескольких автономий выросших детей:

  • поведенческая автономия – потребность принимать самостоятельные решения в вопросах, касающихся лично его;
  • эмоциональная автономия – потребность в собственных привязанностях, выбираемых независимо от мнения родителей;
  • моральная и ценностная автономия – потребность обладать собственными взглядами и фактическим наличием таковых.

Большую роль в этом возрасте играют дружба и доверительные отношения. Дружба – один из важнейших типов отношений, дополняющий, а иногда и заменяющий все многообразие любовных отношений.

Старшеклассники приступают к строительству планов на жизнь и сознательно обдумывают выбор профессии. Данный выбор продиктован не только ориентированием на жизненные требования призвания и сферу деятельности, в которой человек может принести максимальную пользу другим, в качестве врача, учителя, исследователя, но и конъюнктурой, практической значимостью данной профессии в конкретной ситуации перспективы развития государства.

«Старшеклассник как субъект учебной деятельности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Гинзбург М.Р. рассматривал определенность выбора профессии и его устойчивость в качестве двух параметров определенности будущего, которое представляет один из показателей, который характеризует смысловое будущее старшеклассника. Вторым показателем является валентность, которая объединяет ценностную насыщенность эмоциональной привлекательности и активность смыслового будущего.

Старшеклассник как субъект учебной деятельности

Старшеклассник как субъект учебной деятельности, из-за специфики социальной ситуации развития, в которой он пребывает, характеризуется принципиально новым содержанием этой деятельности.

Вместе с внутренними познавательными мотивами освоения знаний в учебных предметах, которые несут личностную смысловую ценность, проявляются широкие социальные и узкие личные внешние мотивы, среди которых большое место отведено мотивам достижения. Учебная мотивация претерпевает принципиальные структурные изменения, так как сама учебная деятельность для старшеклассника является средством реализации жизненных планов на будущее. Учение в качестве деятельности, направленной на освоение знаний, характерно немногим, основной внутренний мотив для большинства учащихся – ориентация на результат.

Основной предмет учебной деятельности старшеклассников, то есть то, на что она направляется – структурная организация, комплексирование и систематизация индивидуального опыта посредством его расширения и дополнения, то есть внесения новой информации. Развитие самостоятельности и творческого подхода к решениям, умение принимать нестандартные решения и анализировать ситуацию, а также конструктивно и критически ее осмысливать – содержание учебной деятельности старшеклассника.

У учащихся старших классов формируется новый тип учебной деятельности. Он состоит из элементов анализа, исследования в общем контексте определенной осознанной или осознаваемой в качестве необходимости профессиональной направленности и личностного самоопределения. Важнейшим психологическим новообразованием данного возрастного периода выступает умение школьника составлять жизненные планы и искать средства, необходимые для их реализации, чем определяется специфика содержания учебной деятельности старшеклассников. Сама учебная деятельность превращается в средство реализации этих планов, все более заметно отклоняясь от позиции ведущего типа деятельности.

Готовность старшеклассника к профессиональному и личностному самоопределению состоит из системы ценностных ориентаций, которые явно прослеживаются в профессиональной ориентации и профессиональных интересах, развитых формах теоретического мышления, овладении методами научного познания, умении самовоспитываться. Данный этап является завершающим для развития и становления личности, в этот момент наиболее полно проявляет себя ценностно-ориентационная деятельность учащегося. В этом возрасте на основании стремления ученика к автономии, у него идет формирование полной структуры самосознания, развитие личностной рефлексии, осознание жизненных планов, перспектив, формирование уровня притязаний.

Ученики старших классов школы включены в новый вид ведущей деятельности – учебно-профессиональная деятельность, правильной организацией которой определяется его отношение в качестве субъекта дальнейшей трудовой деятельности, его отношение к труду. Это еще сильнее подчиняет учебную деятельность более важной цели – будущей профессиональной или профессионально направленной деятельности. Самоценность учебной деятельности подчинена более отдаленным целям профессионального самоопределения и становления. Индивид учится не только ради самого учения, но и для чего-то более значимого для него в будущем, что в большей степени проявляется в студенчестве.

Дата последнего обновления статьи: 29.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot