Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Особенности учебно-профессиональной деятельности

Все предметы / Психология / Особенности учебно-профессиональной деятельности
Определение 1

Учебно-профессиональная деятельность — это деятельность в сфере овладения обобщенными способами действия, саморазвития обучающихся. Она осуществляется посредством решения специально поставленных преподавателем учебно-профессиональных задач.

Мотивация в учебно-профессиональной деятельности

Учебно-профессиональная деятельность представляет собой особую форму учебной деятельности, в качестве результата которой выступает формирование профессиональных знаний, умений и навыков. Она помогает развивать качества личности профессионала и профессиональные способности.

Мотивация — это базовое звено мотивационной сферы личности при осуществлении учебно-профессиональной деятельности. Мотивация является активным состоянием психики, которое побуждает человека совершать какие-либо действия и определяет его направленность. Она включает мотивы (факторы), оказывающие влияние на поведение. Внутренние побуждения в качестве потребностей и мотивов — это основа поведения и профессиональной деятельности индивида.

В подростковом возрасте мотивационный центр выбора располагается в сфере стремлений, которые не связаны напрямую с самой профессиональной деятельностью (например, стремление к самостоятельности). Подросток еще не может относиться к выбору профессии как к проблеме, которая определяет его мысли и активность.

У старшеклассников качественным образом меняется содержание учебной деятельности. Она уже совмещает в себе внутренние мотивы, необходимые для усвоения знаний. Учебная деятельность становится средством реализации планов, которые связаны с последующим профессиональным образованием.

Содержание учебно-профессиональной деятельности старшеклассника включает:

  • Развитие самостоятельности,
  • Использование творческого подхода к решениям,
  • Умение принимать самостоятельные решения,
  • Умение анализировать и др.

Старшие школьники включаются в новый для них тип ведущей деятельности. Это учебно-профессиональная деятельность, которая должна быть правильно организована, что во многом определит становление субъекта в последующей трудовой деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

Условия успешной учебно-профессиональной деятельности

Большую роль в формировании успешности учебной и учебно-профессиональной деятельности школьников и студентов играют мотивационные процессы, которые связаны с их поведением и поступками. Классический закон Йеркса-Додсона устанавливает зависимость эффективности деятельности от силы мотивации.

Закон гласит, что, чем более высокой будет 0сила мотивации, тем выше результативность деятельности человека. Тем не менее, прямая связь в этой ситуации может сохраняться лишь до определённого предела (до достижения оптимального уровня). При будущем росте величины силы мотивации, как правило, можно наблюдать падение эффективности деятельности. Этот закон в основном распространяется на деятельность, которая инициируется через внешние мотивы.

На учебно-профессиональную деятельность, опосредованную внутренней мотивацией, желанием в ходе обучения удовлетворить познавательные потребности, этот закон уже не распространяется. В случае нарастания силы познавательной (внутренней) мотивации не происходит снижение результативности учебной деятельности. Данную закономерность важно учитывать в процессе подготовки будущих специалистов для создания положительной мотивации.

Выделяют еще одну закономерность, которая связана с учебно-профессиональной деятельностью специалистов-профессионалов. Она касается субъективно приемлемого риска. В соответствии с этой теорией достижение и избегание неудач способны определять уровень рискованности поведения, приемлемый для человека.

Максимальное значение мотивации достижений представляет собой среднее значение рискованности, а не ее максимум. По этой причине человек с высокой мотивацией достижения предпочитает не высокий и не низкий уровень риска, а некоторый средний его уровень. Он будет стараться исключать слишком рискованные ситуации, поскольку они содержат большую вероятность неуспеха. Наряду с этим, он избегает и ситуацию с минимальным риском, поскольку в этом случае не получит ощутимый результат от своей работы.

Процесс и результат учебно-профессиональной деятельности

Учебно-профессиональная деятельность влияет на профессиональное становление и самоопределение будущего специалиста. Самоопределение представляет собой базовое содержание развития человека в период ранней юности, при этом формирование профессиональной направленности способно образовать содержание самоопределения.

Основное и необходимое условие для развития профессиональной направленности — это проявление избирательно-положительного отношения субъекта обучения к профессии или к отдельным сторонам.

Само по себе «отношение к профессии» обладает психологическим содержанием, так как отражает направление активности индивида, указывая её объект. Основой положительного отношения нескольких школьников или студентов к одной и той же профессии могут являться разные потребности и стремления. Только, используя анализ системы мотивов, которые находятся в рамках субъективного отношения, можно говорить о реальном психологическом содержании.

Самоопределение заключается в активном поиске возможного развития и формирования себя в качестве коллективного члена сообщества профессионалов. Оно не имеет кратковременный характер, а представляет собой долгий процесс самопознания и саморазвития. В рамках учебно-профессиональной деятельности — это неотъемлемая составляющая становления специалиста-профессионала.

Подростки уже имеют возможность ориентироваться в социальных и экономических ситуациях, перебирая альтернативные варианты выбора профессии. Благодаря этому они получают состояние внутренней готовности вступить на путь профессионального обучения и последующего развития личности.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис