Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Анализ средств обучения

Анализ электронных средств обучения

В настоящее время не существует единого названия для компьютерных обучающих систем и четкого определения понятия «электронный учебник».

Замечание 1

Под электронным учебником понимают: объект дидактического проектирования с применением новых информационно-педагогических технологий; программное средство, включающее материал по курсу или учебной теме, а также средства для проверки его усвоения.

Электронный обучающий продукт представляет собой обучающую программную систему, которая:

  • предоставляет теоретический материал;
  • обеспечивает полноту и непрерывность дидактического цикла учебного процесса;
  • гарантирует тренировочную учебную деятельность,
  • контролирует уровень знаний;
  • обеспечивает информационно-поисковую деятельность, имитационное и математическое моделирование с компьютерной визуализацией;
  • предоставляет сервисные услуги при интерактивной обратной связи.

В основе электронных учебных пособий лежит методика программированного обучения. Это вызывает определённые требования к методике и структуре обучения. Однако многие учебные средства носят характер презентаций и создаются как наборы слайдов. При таком подходе почти полностью исключаются возможности, связанные с поиском и анализом информации, значительно затруднена возможность изменять содержание обучения, не формируются навыки самостоятельной работы исследователя. Выстроенные таким образом средства обучения сложно вносить в учебный процесс.

Несмотря на значительные достоинства, электронные учебные пособия по сравнению с печатными изданиями обладают целым рядом недостатков: чтение с экрана быстро утомляет органы зрения и менее удобно, чем с листа; необходимо наличие соответствующих технических средств.

При создании электронных средств обучения, как правило, не учитываются: психолого-педагогические требования к учебному процессу; индивидуальные особенности обучающегося, в частности состояние его, профессиональная направленность и т.д.; адресность; междисциплинарные связи и преемственность материала; унификация в применении обозначений и терминологии и пр.

«Анализ средств обучения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Замечание 2

Для устранения этих недостатков электронный учебник должен создаваться как открытая информационная система и его основу должно составлять информационное наполнение.

Сравнение традиционных и электронных средств обучения

К традиционным способам обучения относятся; чтение учебников, учебных пособий и научной литературы; посещение семинаров; прослушивание лекций; просмотр учебных видеофильмов. Все они зарекомендовали себя в качестве эффективных средств обучения, однако каждое из этих средств имеет определенные недостатки: предоставление информации только в одной форме; недостаточная иллюстративность печатных учебников и необходимость использования в виде пояснительных брошюр дополнительных носителей информации случае видео- и аудиокассет; поиск информации представляет собой длительный и трудоемкий процесс; отсутствие эффективных способов проверки знаний, осуществление контроля исключительно преподавателем. Все эти недостатки с легкостью устраняются при использовании электронной формы обучения.

Преимущества использования электронных средств обучения: интерактивность, позволяющая выполнять рутинные операции (поиск, вычисления) длительное время; индивидуализация при получении и усвоении информации; долговременная актуальность.

Использование средств информационных технологий в образовательном процессе способствует обогащению организационной и педагогической деятельности образовательных учреждений следующими значимыми возможностями:

  • введение и дальнейшее развитие новых направлений обучения и учебных дисциплин;
  • совершенствование методов и технологий отбора, анализа и создания содержания образования;
  • внесение изменений в обучение традиционных дисциплин;
  • повышение эффективности процесса обучения вследствие повышения уровня его дифференциации и индивидуализации, использование дополнительных рычагов для мотивации;
  • организация новых форм взаимодействия и изменения природы и содержания деятельности преподавателя и учащегося в процессе обучения;
  • совершенствование и оптимизация механизмов управления системой образования.
Замечание 3

Электронные средства обучения многократно превосходят по наглядности, возможностям поиска и навигации традиционные средства. В то же время обратная связь с преподавателем и контроль знаний оставляют желать лучшего.

Анализ использования мультимедийных средств обучения

Мультимедийные средства обучения позволяют решать ряд задач: поддержка учебной работы обучающихся; обеспечение доступа участников учебно-воспитательного процесса к информационным фондам централизованных информационных систем; обеспечение взаимодействия между педагогами и обучающимися; обмен специалистами дидактическими материалами и педагогическим опытом.

Технические мультимедийные средства включают: мультимедийный компьютер; теле- и радиотюнеры; устройства ввода видеоизображений для оцифровки в компьютер; плату для работы с видеокамерой или видеомагнитофоном; цифровые фотоаппараты и видеокамеры; WEB-камеры для визуального общения и проведения телеконференций; устройства аудио- и видеовоспроизведения информации; устройства затемнения кабинетов; устройства дистанционного управления техническими средствами.

Так как видео- и аудиоинформация в компьютерной форме требует для хранения много места, программные продукты распространяются в основном на компакт-дисках, для их использования необходим накопитель DVD/CD-ROM.

Варианты использования мультимедийных средств обучения можно разделить на три основные группы:

На занятиях преподаватель может использовать: различного рода презентации; электронные энциклопедии; электронные учебники; интерактивные тренинги; конструкторы тестов.

Чаще всего используются такие мультимедийные средства обучения, как: система интерактивного опроса, интерактивная доска, мультимедийный экран, образовательные программы (в том числе, сетевые), диагностические комплексы и имитационные технологии.

Дата последнего обновления статьи: 25.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot