Анализ электронных средств обучения
В настоящее время не существует единого названия для компьютерных обучающих систем и четкого определения понятия «электронный учебник».
Под электронным учебником понимают: объект дидактического проектирования с применением новых информационно-педагогических технологий; программное средство, включающее материал по курсу или учебной теме, а также средства для проверки его усвоения.
Электронный обучающий продукт представляет собой обучающую программную систему, которая:
- предоставляет теоретический материал;
- обеспечивает полноту и непрерывность дидактического цикла учебного процесса;
- гарантирует тренировочную учебную деятельность,
- контролирует уровень знаний;
- обеспечивает информационно-поисковую деятельность, имитационное и математическое моделирование с компьютерной визуализацией;
- предоставляет сервисные услуги при интерактивной обратной связи.
В основе электронных учебных пособий лежит методика программированного обучения. Это вызывает определённые требования к методике и структуре обучения. Однако многие учебные средства носят характер презентаций и создаются как наборы слайдов. При таком подходе почти полностью исключаются возможности, связанные с поиском и анализом информации, значительно затруднена возможность изменять содержание обучения, не формируются навыки самостоятельной работы исследователя. Выстроенные таким образом средства обучения сложно вносить в учебный процесс.
Несмотря на значительные достоинства, электронные учебные пособия по сравнению с печатными изданиями обладают целым рядом недостатков: чтение с экрана быстро утомляет органы зрения и менее удобно, чем с листа; необходимо наличие соответствующих технических средств.
При создании электронных средств обучения, как правило, не учитываются: психолого-педагогические требования к учебному процессу; индивидуальные особенности обучающегося, в частности состояние его, профессиональная направленность и т.д.; адресность; междисциплинарные связи и преемственность материала; унификация в применении обозначений и терминологии и пр.
Для устранения этих недостатков электронный учебник должен создаваться как открытая информационная система и его основу должно составлять информационное наполнение.
Сравнение традиционных и электронных средств обучения
К традиционным способам обучения относятся; чтение учебников, учебных пособий и научной литературы; посещение семинаров; прослушивание лекций; просмотр учебных видеофильмов. Все они зарекомендовали себя в качестве эффективных средств обучения, однако каждое из этих средств имеет определенные недостатки: предоставление информации только в одной форме; недостаточная иллюстративность печатных учебников и необходимость использования в виде пояснительных брошюр дополнительных носителей информации случае видео- и аудиокассет; поиск информации представляет собой длительный и трудоемкий процесс; отсутствие эффективных способов проверки знаний, осуществление контроля исключительно преподавателем. Все эти недостатки с легкостью устраняются при использовании электронной формы обучения.
Преимущества использования электронных средств обучения: интерактивность, позволяющая выполнять рутинные операции (поиск, вычисления) длительное время; индивидуализация при получении и усвоении информации; долговременная актуальность.
Использование средств информационных технологий в образовательном процессе способствует обогащению организационной и педагогической деятельности образовательных учреждений следующими значимыми возможностями:
- введение и дальнейшее развитие новых направлений обучения и учебных дисциплин;
- совершенствование методов и технологий отбора, анализа и создания содержания образования;
- внесение изменений в обучение традиционных дисциплин;
- повышение эффективности процесса обучения вследствие повышения уровня его дифференциации и индивидуализации, использование дополнительных рычагов для мотивации;
- организация новых форм взаимодействия и изменения природы и содержания деятельности преподавателя и учащегося в процессе обучения;
- совершенствование и оптимизация механизмов управления системой образования.
Электронные средства обучения многократно превосходят по наглядности, возможностям поиска и навигации традиционные средства. В то же время обратная связь с преподавателем и контроль знаний оставляют желать лучшего.
Анализ использования мультимедийных средств обучения
Мультимедийные средства обучения позволяют решать ряд задач: поддержка учебной работы обучающихся; обеспечение доступа участников учебно-воспитательного процесса к информационным фондам централизованных информационных систем; обеспечение взаимодействия между педагогами и обучающимися; обмен специалистами дидактическими материалами и педагогическим опытом.
Технические мультимедийные средства включают: мультимедийный компьютер; теле- и радиотюнеры; устройства ввода видеоизображений для оцифровки в компьютер; плату для работы с видеокамерой или видеомагнитофоном; цифровые фотоаппараты и видеокамеры; WEB-камеры для визуального общения и проведения телеконференций; устройства аудио- и видеовоспроизведения информации; устройства затемнения кабинетов; устройства дистанционного управления техническими средствами.
Так как видео- и аудиоинформация в компьютерной форме требует для хранения много места, программные продукты распространяются в основном на компакт-дисках, для их использования необходим накопитель DVD/CD-ROM.
Варианты использования мультимедийных средств обучения можно разделить на три основные группы:
- лекционные курсы;
- лабораторные и практические занятия;
- дистанционное обучение.
На занятиях преподаватель может использовать: различного рода презентации; электронные энциклопедии; электронные учебники; интерактивные тренинги; конструкторы тестов.
Чаще всего используются такие мультимедийные средства обучения, как: система интерактивного опроса, интерактивная доска, мультимедийный экран, образовательные программы (в том числе, сетевые), диагностические комплексы и имитационные технологии.