Концепция – это система определенных взглядов, которые определяют понимание конкретных процессов и явлений, объединенных между собой фундаментальной идеей или ведущим замыслом.
Общая характеристика классических педагогических концепций
Вопросы воспитания и обучения не теряют своей актуальности на протяжении достаточно длительного времени. Это связано с тем, что целые поколения родителей, педагогов и воспитателей стремятся подобрать наиболее идеальную воспитательно-образовательную систему, которая будет включать в себя эффективные методы и средства обучения, воспитания и развития детей. На протяжении всего поиска высказывается большое количество мнений о том, какие методы и средства эффективны, а какие напротив, оказывают негативное влияние на формирование личности ребенка и его развитие. Ввиду этого до сих пор не создана та идеальная модель, к которой стремятся педагоги и родители, однако разработано и предложено достаточно большое количество разнообразных педагогических концепций. Каждый родитель и педагог самостоятельно определяет, какая из концепций будет использована в работе с детьми.
Изучением существующих педагогических концепций занимается раздел педагогики под названием «Теория воспитания». Данный раздел педагогики занимается поиском и определением движущих сил воспитания, обучения и развития, их структурных элементов, а также исследует современные и классические педагогические концепции, рассматривающие различные позиции и подходы к воспитанию, обучению и развитию детей.
Основой появления данного раздела являются положения К.Д. Ушинского, который в XIX веке написал пособие «Человек как предмет воспитания: опт педагогической антропологии». Это пособие имело успех и в дальнейшем на его основании осуществлялись дальнейшие разработки и исследования.
В 20-30-е гг. ХХ века, большой вклад в педагогику внес А.С. Макаренко. Им была разработана педагогическая концепция воспитания, основанная на труде и коллективизме. Свои педагогические идеи А.С. Макаренко излагает в трудах «Цель воспитании», «Лекции о воспитании детей», «Методика воспитательной работы» и многих других. Все они имеют колоссальный успех в советской системе воспитания. На их основании разрабатываются и внедряются воспитательно-образовательные программы.
В настоящее время разработано большое количество современных педагогических концепций, в которых авторы рассматривают вопросы целостного формирования личности ребенка, определяют роль педагога в воспитании и развитии детей и т.д.
Современные педагогические концепции включают в себя несколько основных педагогических теорий, основоположниками которых являются выдающиеся психологи и философы:
- Теория гуманистической психологии воспитания и обучения (авторы А. Маслоу и К. Роджерс).
- Бихевиористская (поведенческая) теория (авторы Дж. Локк, Д. Уотсон, Б. Скиннер).
- Когнитивная теория (авторы Ж. Пиаже, Д. Дьюи).
- Генетическая (биологическая) теория (автор Д. Кеннел, К. Лоренц).
- Психоаналитическая теория (автор З. Фрейд, Э. Эриксон).
В 60-70- гг. ХХ века появляется новая педагогическая концепция, в основе которой заложен технологический подход к воспитанию, обучению и развитию детей. Сущность данного подхода состоит последовательном и систематическом внедрении в воспитательный процесс элементов обучения и развития детей.
Педагогическая концепция, в основе которой заложен технологический подход, имеет ряд специфических черт, проявляющихся во взаимодействии между педагогом и детьми:
Формулирование основной цели педагогического процесса основано на том, что в ней четко прописаны основные действия ребенка и его отношения с окружающими (педагогом, сверстниками и т.д.).
Создание условий, способствующих воспроизведению всех воспитательно-обучающих компонентов:
- предварительная оценка исходного уровня знаний, умений и навыков;
- корректировка взаимоотношений педагога и ребенка, а также детей между собой (направленность на продуктивное взаимодействие);
- установление обратной связи с ребенком, с целью своевременного контроля за уровнем его знаний и умений, динамикой их развития, а также осуществление необходимой корректировки;
- итоговая оценка полученных результатов и постановка новых целей.
Общие закономерности современных педагогических концепций
Несмотря на то, что современные педагогические концепции основаны на разных подходах к пониманию воспитания, обучения и развитие детей, все они построены на общих закономерностях.
Общие закономерности современных педагогических концепций:
- Процессы воспитания и обучения взаимосвязаны, они осуществляются в совокупности. Однако ведущая роль все-таки принадлежит воспитанию.
- Эффективность воспитания, обучения и развития во многом зависит от активности ребенка и его стремлении принимать участие в организованном педагогическом процессе.
- Результаты воспитания и обучения в основном зависят от структурных элементов, которые являются их составляющими частями: методы, средства, приемы и формы, понятные не только педагогу, но и ребенку.
Согласно стратегиям модернизации образования в России современные педагогические концепции на сегодняшний день имеют несколько основных направлений:
- Повышение роли воспитательно-образовательной деятельности в формировании у подрастающего поколения жизненных установок.
- Необходимость установление соответствия между качеством педагогического процесса, его содержанием и потребностями ребенка, общества и государства.
- Восстановления главенствующей роли государства в воспитании, обучении и развитии подрастающего поколения.
- Расширение субъектов воспитания, обучения и развития детей (сети учебных заведений, социальных институтов и т.д.).
Таким образом, современные педагогические концепции направлены, прежде всего, на формирование культурной личности. Несмотря на то, что многие социальные институты до сих пор пользуются устаревшими моделями воспитания, обучения и развития, государство стремится усовершенствовать эту систему, чтобы у подрастающего поколения была возможность обретать знания и умения согласно требованиям современного общества и с помощью новейших технологий.