Педагогическое мастерство и его составные компоненты
Педагогическое мастерство – это вершина профессиональной деятельности педагога, к достижению которой он стремится в течение всего своего профессионального пути. Оно отражает уровень его профессионализма, творческого подхода к реализации образовательной деятельности.
Каждый педагог стремится стать мастером своего дела. По сути, это означает качественную работу, достижение целей и задач образования.
Рисунок 1. Педагогическое мастерство. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Следует отметить, что педагогическое мастерство, а точнее его видение, имеет различия для каждого конкретного педагога, а также на каждой конкретной ступени его профессионального пути.
Начиная свою деятельность, педагог владеет определенным уровнем теоретических знаний и незначительными практическими навыками. Он видит свое мастерство в обширных объемах знаний и умении их применять в реальной педагогической практике.
Постепенно, педагог получает опыт практической педагогической деятельности и стремится к его расширению, освоению чего-то нового. Тогда мастерство педагога приобретает новый характер – ориентация на творческое применение своих знаний, их углубление.
Некоторые педагоги сопоставляют мастерство с теми личностными и профессиональными качествами, которых педагогу не хватает т.е. по своему собственному видению идеальной личности профессионала. При этом, педагогическое мастерство остается той вершиной, к которой стремится педагог на любом уровне образования, на любом этапе своего профессионального пути.
Составными компонентами педагогического мастерства являются:
- Свойства личности педагога. К ним относится тактичность, порядочность, ответственность, честность, справедливость, терпимость. Иными словами, владение педагогом моральными принципами поведения и их применение в профессиональной деятельности.
- Профессионализм. Он отражает владение теорией педагогической деятельности, ее конкретной области, методических основ воспитательной и образовательной работы, возрастной психологии, организаторские способности и навыки решения разнообразных педагогических задач.
- Гуманистическая направленность личности педагога. Сюда входят его интересы, ценностные ориентиры, идеалы, воззрения и убеждения. Педагогу необходимо признавать ценность каждой личности и ее значимость в образовательном процессе, права и свободы, проявлять уважительное отношение к каждому воспитаннику, учащемуся.
- Технологическая эффективность деятельности. Она отражает навыки педагога в части управления, координации образовательного и воспитательного процесса. Посредством этого качества, педагог способен овладеть и найти практическое применение разнообразным педагогическим технологиям, способами построения диалогового взаимодействия с учащимися, дифференциации и интеграции образовательной деятельности, а не простыми методами передачи научной информации. Технологическая эффективность работы педагога отражает и его умения самоконтроля, координации своих действий, контроля своего поведения – управление эмоциями, чувствами, состоянием, настроением при взаимодействии с учащимися, воспитанниками, их родителями и педагогическим коллективом.
- Социально-перцептивные навыки. Они отражают умение понимать субъекта педагогического воздействия, посредством чувственного восприятия т.е. отражают владение навыками наблюдательности, внимательности, отзывчивости, воображения.
- Психологическая готовность. Она отражает уверенность выполнения своей профессиональной деятельности и желание достижения качественных результатов ее реализации. Иными словами, педагог готов бороться с трудностями, искать пути их разрешения, решать различные педагогические задачи для достижения целей и задач образования.
- Профессиональное самосовершенствование педагога. Оно отражает развитие личности учителя, его профессиональных навыков, самообучение и самовоспитание, самопознание, самоорганизацию, самоконтроль своей профессиональной деятельности.
Мастерство педагога тесно связано сего способностями. От того, насколько они развиты, во многом, зависит успех достижения педагогом своих профессиональных вершин.
Условием успешной профессиональной деятельности педагога являются его педагогические способности и навыки владения педагогической техникой.
Рисунок 2. Профессиональные способночсти учителя. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Критерии оценки уровня развития педагогического мастерства
Уровень педагогического мастерства, его развитие определяется компетентностью педагога в разных сферах своей профессиональной деятельности.
Если педагог владеет разнообразными педагогическими технологиями работы, активно применяет их в своей профессиональной деятельности, то это способствует росту его педагогических навыков и повышает его профессиональный уровень. При этом, способности педагога могут находиться на среднем уровне развития, но за счет владения технологией педагогической деятельности ему удается более качественно выполнять свою работу, повышая свое мастерство.
Вообще, уровень развития педагогического мастерства определяется рядом критериев. К ним относятся:
- Целесообразность деятельности педагога т.е. соответствие его деятельности по разным направлениям конкретным образовательным целям и задачам.
- Творческий подход к делу. Он отражает содержание педагогической работы, использование креативных форм и методов обучения, способствующих достижению более высокого уровня развития учащихся, формированию их компетентностей.
- Технологичность работы. Она отражает применяемые педагогические технологии на конкретных этапах обучения, уровень их использования, степень сложности применения.
- Оптимальность деятельности. Она означает выбор продуктивных и целесообразных методов и средств педагогической деятельности, педагогических технологий.
- Производительность педагогического труда. Она отражает результаты, к которым приводит профессиональная деятельность педагога. Чем они выше, тем выше мастерство педагога.
- Адаптивность педагога. Она выражает его способности приспособления к разным условиям деятельности, влиянию разных факторов на результаты своего труда. Если педагог способен легко адаптироваться в любой среде, любых условиях деятельности, то это автоматически повышает его мастерство.