Отличительные особенности современного ребенка
Развитие детей находится во взаимосвязи с развитием общества. В зависимости от этапа социально-экономического развития общества происходит становление личностей с разными интеллектуальными возможностями, познавательным потенциалом, характером и направлением деятельности.
Ускорение ритма жизни, насыщенность информацией, научно-технический прогресс приводят к тому, что в современном обществе формируются дети с определенными особенностями, отличающими их от предыдущих поколений. К ним относятся следующие:
- Снижение познавательной активности и познавательной заинтересованности дошкольников;
- Снижение энергетической активности детей и проявление своей активной жизненной позиции;
- Недостаточное развитие мотивационно-потребностной сферы ребенка, его произвольных функций и волевых качеств;
- Воспитание ребенка требует непрерывного контроля и наблюдения за ним. Это обусловлено появлением современной техники, новых, опасных для жизни и здоровья факторов: игрушек, техники и т.д.;
- Усложнение игр и расширение их многообразия. Если ранее, игрушки ребенка ограничивались реальными объектами: кубиками, мягкими игрушками, железной дорогой, машинками, то теперь их количество и разновидности значительно возросло, а к ним еще и добавились компьютерные игры, мультимедийные технологии, которые дети осваивают довольно быстрыми темпами;
- Повышенная потребность во внимании. Ранее, родители не уделяли детям такого количества внимания, и они привыкали развлекать сами себя, теперь же, это становится острой проблемой, поскольку дети требуют непрерывного внимания к собственной персоне;
- Непрерывная демонстрация своей уникальности и исключительности. Дети, уже с раннего возраста, желают продемонстрировать себя и свои способности, выделиться среди других;
- Развитая способность информационного восприятия. Информация заполняет все сферы жизни общества и дети усваивают ее очень быстрыми темпами. Однако, они не всегда усваивают полезную и нужную для их развития информацию. В силу упрощенного информационного восприятия, на современного ребенка легко воздействовать, нанося ущерб его психике и иным параметрам развития;
- Отсутствие развитого стремления к обучению. В прошлые века, дети были заинтересованы и стремились к получению образования. Сегодня, ребенок не желает учиться, поскольку имеет возможности заниматься более интересными делами, познавать то, что ему интересно, а не то, что заложено в образовательной программе;
- Развитие интернет-зависимости. Сегодня, это становится одной из серьезных проблем развития подрастающего поколения;
- Снижение уровня интеллектуального развития современного поколения. На сегодняшний день статистика показывает большой объем отклонений в речевом развитии детей и нормальном становлении их психических процессов;
- Возникновение проблем социального становления и развития личности. Проблема социальной адаптации является очень серьезной и остро стоящей на любом возрастном этапе развития современного ребенка;
- Преобладание системно-смыслового анализа над системно-структурным;
- Повышенная чувствительности. Современные дети стали более эмоционально чувствительными, что приводит к их обидчивости по мелочам, развитию серьезного психического дисбаланса организма;
- Снижение социальной компетентности и самостоятельности в принятии решений;
- Изменение ценностных ориентаций современного поколения;
- Иное мировосприятие и осознание собственного «Я».
Исследование проблемы изменений в развитии современного ребенка
В настоящее время уделяется большое внимание проблеме исторических изменений в развитии детей и современным тенденциям развития подрастающего поколения. В этой связи приоритетным становится проведение исследований в области развития интеллектуальных особенностей и познания, социального и духовного развития детей, ориентированных на изучение того, каким образом развивается внутренний мир ребенка, какие переживания он испытывает, к чему стремится, имеет ли он творческий потенциал и потребности его раскрытия, духовные установки и нравственные ориентиры деятельности.
Современного ребенка необходимо воспитывать таким образом, чтобы он:
- Адекватно осознавал и оценивал собственное «Я»;
- Умел брать на себя ответственность;
- Уважал жизнь, потребности и стремления другого человека;
- Совершал достойные поступки;
- Был патриотом;
- Стремился к защите природы;
- Умел устанавливать социальные контакты;
- Имел активную жизненную позицию;
- Имел нравственные ориентиры своей деятельности и четкую мировоззренческую позицию.
Изучение проблемы развития современного ребенка требует тщательного подхода и комплексного взаимодействия педагогов, психологов, физиологов, социологов, генетиков и антропологов. Это требует рассмотрения проблемы по следующим направлениям:
- Исследование общих закономерностей развития познавательных процессов на каждом возрастном этапе развития ребенка.
- Определение сензитивных периодов психического развития и выявление их потенциала.
- Формирование информации о границах возрастного развития, когда возможно усвоение системы знаний, формирование навыков и мировоззрения.
- Исследование оптимальных условий развития природного потенциала ребенка.
- Поиск путей решения проблем инновационного обучения, его подходов и методик.
- Исследование резервов психического развития современного ребенка и инновационных возможностей ускорения его темпов.
- Выявление условий развития социальной адаптации, зрелости и ответственности.
- Выявление психологических факторов, которые оказывают воздействие на развитие ценностей, убеждений, взглядов в различные периоды развития личности.
- Исследование путей преодоления негативных факторов внешней среды, воздействующих на социализацию личности.