Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Феминизм: сущность, этапы, направления

Определение понятия "феминизация"

Одним из определяющих признаков способности общества к обновлению, модернизации, перехода от традиционного уклада к современности является становление женской активности в различных сферах деятельности. Сегодня социально-культурное равноправие мужчин и женщин является вопросом равноправия человеческого существования. Известно, что положение женщины в социуме отражает действительную степень цивилизованности той или иной социальной общности, а также безошибочно отражает соблюдение ее членами принципов гуманизма, равенства и демократии.

Современный феминизм, подвергнув критике традиционную патриархальную концепцию социокультурного развития человечества, предложил ей альтернативу, в которой женщина является активным и равноценным с мужчинами субъектом социального процесса. Главное внимание в феминизме сосредоточено на выявленные и отмене дискриминационных в отношении женщины практик, его основной задачей является освобождение женщин от ограничений, навязанных мужчинами, предоставление им равных возможностей в социуме.

Замечание 1

Итак, усиление общественного внимания к важным вопросам общественной модернизации - эмансипации индивида, осознание женщиной своей природы, возможностей и самоценности бытия, а также бурные дискуссии и неоднозначные оценки этих процессов делают актуальным исследование становления и развития феминизма как теории и практики.

Феминизм: история и определение

В современной науке определения для такого многогранного и внутренне противоречивого явления, как феминизм не существует. Исследовательница И. Крикова отмечает, что в «Энциклопедии феминизма» Л. Таттла указано существования более 300 определений понятия «феминизм». На современном этапе развития цивилизации феминизм в основном определяют, как теорию полового равноправия в обществе, а также как общественное движение, целью которого является преодоление дискриминации по признаку пола (сексизма), достижения равенства между женщинами и мужчинами, прежде всего за счет расширения прав и возможностей женщин во всех сферах жизни. Однако некоторые ученые разграничивают понятия «феминизм» и «женское движение». Так, исследовательница Людмила Смоляр в своей монографии отмечает:

«Феминизм: сущность, этапы, направления» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

«Феминизм» чаще используется для определения идеологии или теории (хотя иногда феминизм является синонимом женского движения), а« женское движение »используется для определения организованной деятельности, реализует феминистские идеи».

История феминизма - история борьбы женщин за свои права, - будучи частью социальной истории человечества, до последнего времени оставалась почти неизвестной большинству людей. Только в конце ХХ - начале ХХI в. на социальной арене феминизм становится важным актером социальной теории и общественно-политической активности, предметом общественных дискуссий и научных исследований.

Замечание 2

Следует заметить, что к середине XX в. и позже история человечества фактически была «мужской историей» и, как отмечает кандидат исторических наук Т. Орлова, ей был присущ извечный «мужской шовинизм». В социальной жизни западного общества понятие «человек» фактически означало «человек»:

  • «человек как «политическое животное» (Аристотель),
  • «политическое существо» (Т. Гоббс),
  • «существо, которое обладает свободой» (Ж.-Ж. Руссо) ,
  • «рациональная существо» (И. Кант) и т.д.

Социологические концепции феминизма

Известный французский социолог Эмиль Дюркгейм, вдохновитель теории структурного функционализма, в работе «О распределении общественного труда» обосновал распределение обязанностей между полами необходимостью успешного функционирования семьи и назвал это явление «супружеской солидарностью». Ученый исходил не из биологических особенностей женщины и мужчины, а по необходимости «стабильности социальной системы» и связывал изменение положение статей с развитием цивилизации. То есть, по мнению Дюркгейма, в результате социального развития «одна из статей овладела эмоциональными функциями, а другая - интеллектуальными». В основу такой диссоциации функций было положено «дополняющие друг друга различия» между мужчиной и женщиной.

Важное значение для будущего развития феминистских идей имели концепции классиков социологии Макса Вебера и Георга Зиммеля и фундаментальные труды теоретиков исторического материализма Карла Маркса и Фридриха Энгельса. М. Вебер, хотя и отмечал, что социология должна быть ценностно-нейтральной, одновременно отмечал, что социальное поведение нельзя измерять объективными методами. Он ввел понятие «понимание», то есть возможность видеть мир таким, каким видят его конкретные люди . К. Маркс и Ф. Энгельс считали, что ликвидировать половое неравенство возможно только уничтожив классовое угнетение.

Например, в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884) Ф. Энгельс связывал подчинение женщины мужчине с формированием частной собственности, классового общества и изменением характера разделения труда в семье, а переход от матриархата к патриархату называл «великой исторической поражением женского пола». Эти идеи легли в основу одного из главных направлений феминизма ХХ в. - Марксистско-социалистического, представители которого сосредоточены на анализе экономических причин низкого социального статуса женщин и рассматривали их дискриминацию как результат классовой системи. Колосальное влияние на осмысление отношений между полами в социологической мысли ХХ в. имел «поло-ролевой» подход Т. Парсонса, который оказался парадигмальным и стал общей платформой научных и повседневных обсуждений мужского и женского.

Т. Парсонс (как и Э. Дюркгейм) в совместной монографии с Р. Бейлсом доказывал, что для стабильного функционирования общества нужна дифференциация мужских и женских социальных функций. Эта дифференциация должна основываться на семейном браке: человек должен выполнять инструментальные роли, а женщина - экспрессивные. Экспрессивная роль заключается в выражении и формировании эмоций, чувств, поддержке психологического баланса семьи, заботе, создании в доме атмосферы комфорта и уюта, налаживании коммуникации с ближайшим окружением (родственниками, соседями). Данная роль является основой для домашней хозяйки и относится к сфере ответственности женщины.

Инструментальная роль мужчины - это роль добытчика и защитника; она заключается в регуляции отношений между семьей и другими социальными системами, то есть обеспечивает внешнюю интеракции. Для объяснения того, почему женские и мужские функции в семье и обществе разные, Т. Парсонс использовал введенную психоанализом и основанную на особенностях социализации в семье концепцию Эдипова треугольника.

Формирование феминистского психоаналитического мышления поставило в центр исследования не особую роль отца и не эдипиальнисть (как это было у основателя психоанализа З. Фрейда), а доэдипиальний период, когда ребенок особым образом связана именно с матерью. С точки зрения феминисток-психоаналитиков воображаемый страх перед матерью, заложенный в детстве, определяет мотивацию поведения взрослых индивидов.

Именно поэтому сторонников психоаналитического феминизма часто обвиняют в эссенциализм (обосновании тезиса о вечном сущностное доминирование женского над мужским), фокусировке на внутренних психических механизмах, недооценке значения внешних, в том числе социальных факторов, влияющих на процесс воспроизводства мужского доминирования. Однако, несмотря не это, психоаналитический феминизм для социальной теории остается достаточно важным и заключается в привлечении внимания к социальной природы не только отцовства, но и материнства, постановке проблем воспитания (особенно - женщинами женщин).

Методология феминистической социологии

Феминистская социология для анализа гендерных отношений активно привлекает социологические теории микроуровня:

  • символический интеракционизм;
  • драматургический анализ;
  • теорию социального конструирования реальности;
  • феноменологию;
  • этнометодология.

Символический интеракционизм рассматривает общество как определенную сумму взаимодействий индивидов и групп. Основатель этого направления Джордж Мид отмечает, что люди неодинаково интерпретируют ритуалы социального взаимодействия. В некоторых случаях эта интерпретация зависит от пола индивида. Так, в одном из исследований было установлено, что женщины не всегда воспринимают уличных прохожих как «обычный ритуал», потому что часто опасаются физической или сексуальной угрозы, или насилия с их стороны.

В последней четверти XX в. зарождается постмодернистский феминизм, который получил особое развитие во Франции. Этот вид феминизма иногда называют постфеминизм (post-feminism), потому, что он ставит проблему ограниченности знания, которое представлено в социальной теории исключительно мужчинами, их системой ценностей, мужским взглядом на мир ( «андроцентрическая картина мира»), мужскими средствами выражения знания . Отрицая прежнюю рациональность, постмодернистский феминизм, по мнению Н. Пушкаревой, предлагает учитывать особенности субъекта познания определенного пола, его ценностные ориентации, а методология такого феминизма направлена против позитивистской тезисы о «объективный факт» и подчеркивает влияние мировоззрения ученого как представителя определенной пола на результаты исследования.

Замечание 3

Феминизм как теория, так и практика, имея почти двухвековую историю, все еще продолжает развиваться и трансформироваться. Зародившись еще в XVIII в., сегодня феминизм так и не получил четкого общепринятого определения. В ХХ в. феминизм из практики социально-политического движения за равноправие женщин перерос в явление общекультурного масштаба с развернутой философской концепцией.

В конце прошлого века феминистки выступали за пересмотр отношений, которые сложились за века между полами, рассматривая радикальные изменения в условиях жизни людей, которые произошли под влиянием таких факторов, как глобализация, распространение образования, повышение женского и мужского самосознания, укрепления юридической и финансовой независимости женщин. У современной картине мира женский фактор является весомым и требует переосмысления основ цивилизации. Поэтому в третьем тысячелетии возникают принципиально новые проблемы определения места женщины в современном обществе, без решения которых невозможно дальнейшее прогресс человечества.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 01.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot