Использование системы рейтинг-контроля в оценке результатов обучения
В настоящее время в образовании активно применяется новая оценочная система. Она пришла на смену традиционной системы оценивания по пяти бальной шкале, показавшей свою несостоятельность в современных условиях развития системы образования.
Данная система оценивания базируется на контроле достижений учащихся и оценке качества их знаний на основе постановки учащимся рейтинга.
Рейтинг учащегося – это числовой показатель, носящий индивидуальный характер и, оценивающий достижения учащихся в образовательной сфере путем постановки рейтинговых баллов по каждой учебной дисциплине и выполнению каких-либо учебных действий и их последующем суммировании для подведения общего итога.
Рейтинговая система позволяет оценить достижение образовательных целей в течение определенного временного промежутка обучения. Обучение оценивается не только по количеству усвоенных знаний и полученных навыков в его ходе, но и оценивается качество усвоения образовательной программы, а также социальная активность учащегося.
Рейтинговая система оценивания базируется на ранжировании т.е. распределении оценки по нескольким временным периодам и блокам обучения.
Система рейтингового оценивания базируется на следующих основных принципах:
- Принцип ориентации. Он означает постановку для учащихся конкретных целей и задач работы, а также методов их достижения, которые имеют четкую аргументацию.
- Принцип комплексного подхода. Процесс оценивания предполагает выставление единого балла по всем направлениям деятельности учащегося: воспитанию, обучению, развитию, участию в социальных мероприятиях и исследовательской деятельности.
- Принцип мотивации. Рейтинговое оценивание развивает стремление у учащихся к развитию познавательной заинтересованности, потребности в получении того или иного объема учебной информации по разным направлениям и дисциплинам, достижении целей и задач образования.
- Принцип объективности. Рейтинговая оценка позволяет избежать субъективного подхода педагога к учащемуся, которого он оценивает. Исключается личностное отношение и собственные целевые установки при выставлении рейтинговых баллов.
Система рейтингового контроля нацелена на развитие учащегося во всех направлениях. Это означает, что учащийся становится субъектом учебно-воспитательного процесса, научной и трудовой деятельности. Он сам ставит цель обучения, определяет ее задачи, формирует содержание и выбирает методы реализации данной деятельности. педагог же в этом процессе, также, сохраняет свою субъектную позицию, формируя с учащимися систему субъект-субъектных взаимоотношений, но не имеет авторитарной позиции в образовании. Его деятельность ориентирована на развитии у учащихся мотивации к обучению и направлении их работы в нужное русло.
Рейтинговая система оценивания предполагает его организацию посредством разработки нескольких модулей или блоков. Учащиеся изучают их в течение учебного года и производится выставление баллов за каждый модуль. Таким образом, уровень знаний учащихся контролируется непрерывно. Это позволяет комплексно оценить и проанализировать эффективность реализации образовательной программы, поднять стремление к обучению на новый уровень, ориентироваться на индивидуальный подход в обучении и наилучшим образом подготовить абитуриентов для сдачи вступительных экзаменов в вузах, наделяя выпускников школ необходимыми знаниями и навыками для этого.
В данной системе оценивания предполагается использование нескольких основных разновидностей рейтинга:
- Рейтинг оценки академической успеваемости – ориентирован на выявление уровня учебных достижений в общем или конкретном направлении;
- Рейтинг олимпийской направленности – оценивает уровень достижений учащихся в умственных, спортивных, творческих соревнованиях, отражая степень их развития в данном направлении и достижение повышенных образовательных результатов;
- Лидерский рейтинг – оценивает уровень социального развития, усвоения коммуникативных навыков, проявления общественной активности;
- Рейтинг званий и сертификатов – отражает наличие у учащегося достижений в области иностранных языков, искусства, спорта, научно-исследовательской деятельности, которые подтверждаются сертификатами, фиксирующими различные успехи.
Тестирование, как средство оценивания итогов обучения
Тестирование – это способ проведения автоматизированного контроля знаний и выставления оценки, на основании установления конкретных параметров качества.
Тестирование позволяет оценить уровень знаний учащихся на всех стадиях обучения. Они играют важную роль в реализации предварительного, текущего, тематического и итогового контроля знаний учащихся, наличия у них конкретных умений и достижений в образовательной сфере.
Тесты основываются на основе выборе определенного измерителя, который целесообразно применять в оценивании конкретных учебных действий. Данные измерители специально создаются на основе проведения предварительного мониторинга и в соответствии с требованиями тестологии и мировых стандартов оценивания качества образования.
Тестовых разработок существует в настоящее время не так много. Они помогают оценить знания по различным дисциплинам, а также усвоенные навыки по различным блокам, на которые подразделяется курс той или иной учебной дисциплины.
Тесты применяются и для контроля общеобразовательных способов деятельности учащихся:
- Наблюдение;
- Сравнение;
- Выбор ответа;
- Навыки анализа и синтеза;
- Умение делать вывод.
Тестовые задания составляются таким образом, что на каждый вопрос предлагается несколько вариантов ответа (как правило от двух до четырех). Учащийся выбирает тот, который он считает верным. Общая оценка выставляется на основе количества ответов, данных верно.