Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Приёмы формирующего оценивания на уроках русского языка

Формирующее оценивание

С переходом на новые стандарты образования меняются содержание и цели оценочной деятельности. Если прежняя система оценивания выполняла в основном контролирующую функцию, то в современных условиях оценивание призвано выступать как инструмент обратной связи между участниками процесса обучения, а также обеспечивать непрерывное повышение качества образования.

Новый подход к оцениванию образовательных результатов отражается не только на целях и задачах оценочной деятельности, но и на средствах и формах оценки. Поэтому в педагогике применяется модель формирующего оценивания.

Определение 1

Формирующее оценивание – это новая система оценивания, в основе которой лежит представление об оценочной деятельности как о средстве обучения и развития учеников.

Формирующее оценивание предполагает расширение сферы применения оценочных инструментов: оценивается не только результат деятельности ребенка, но также процесс становления умений и навыков и личные успеха каждого ученика в процессе самооценки.

Формирующее оценивание базируется на принципах открытости и понятности критериев оценки, осмысленности оценочных действий, а также его диагностической и прогностической функций.

Объектом формирующего оценивания является учебная деятельность, а также ее результаты, которые распределяются по трем группам: содержательные (предметные), личностные и метапредметные (универсальные, общеучебные навыки). Субъектами оценочной деятельности выступают как педагог, так и ученики, что делает этот процесс субъектно-ориентированным. Соответственно новые подходы к оценке заставляют пересмотреть формы деятельности ученика на уроке: учитель выстраивает учебный процесс таким образом, чтобы создать условия для оценки учеником собственной деятельности на уроке и ее результатов.

«Приёмы формирующего оценивания на уроках русского языка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Приемы формирующего оценивания на уроках русского языка

Приемы формирующего оценивания применяются на уроке русского языка на этапе оценки, подведения итогов деятельности.

Педагог использует различные методы работы, стимулирующие учеников оценивать собственную работу на уроке:

  1. Опросники (анкеты), в которых ученик ранжирует или отмечает уровень своей активности на уроке, полноты ответов, их правильности, уместности и проч.
  2. Листы самооценки, в которые ученики самостоятельно записывают свои достижения на уроке, а также слабые «места», нуждающиеся в проработке.
  3. «Лестница успеха»: система показателей успешности в усвоении какой-либо темы, в которой ученик определяет свое место на основе анализа собственных достижений.
  4. Чек-лист по теме, с которым ученик сверяется, чтобы определить уровень своих достижений.
  5. Эссе на тему самоанализа, использование других творческих форм оценивания: недельный «отчет», «дневник достижений», рисунки и проч.

Важным компонентом формирующего оценивания является формирование представлений об эталоне – образцах выполнения учебных действий, на которые должны ориентироваться дети в работе. Поэтому учителю необходимо сопровождать задания и упражнения демонстрацией образцовых вариантов их выполнения. Это можно организовать следующим образом:

  1. После выполнения работы на экран проектора выводится образец с правильным вариантом ответа.
  2. Осуществляется взаимопроверка или самопроверка по образцу (дается каждой рабочей группе на отдельном листочке).
  3. Один из учеников работает у доски, другие – в тетрадях. Затем все сверяются с работой на доске, исправляют ошибки.
  4. Учитель заранее предъявляет образец выполнения упражнения, на который ориентируются ученики.
  5. После выполнения задания осуществляется его коллективное обсуждение, проверка и исправление ошибок.
  6. «Ключом» к проверке является игровое задание, выполнив которое, дети получают образец с правильным ответом.

Формы проведения оценивания на уроках различны:

  1. Учитель может использовать индивидуальное оценивание, когда каждый ученик оценивает свою работу самостоятельно.
  2. Можно применять взаимное оценивание по результатам работы в парах.
  3. Групповое оценивание используется при работе в учебных группах.

Используя взаимооценку, учитель должен вооружить детей объективными критериями анализа деятельности. Например, при работе в группе это может быть степень вовлеченности каждого в общую деятельность, вклад участника в выполнение задания, роль в представлении результатов групповой работы и проч.

При использовании формирующего оценивания необходимо напоминать ученикам о том, что самооценка и взаимооценка не всегда совпадает с оценкой, которую дает работе учитель, при этом самооценка важна, так как позволяет каждому научиться соотносить цели и результаты деятельности, определять свое место в учебном процессе, стремиться к совершенствованию навыков.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 16.08.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot