Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Современные педагогические технологии

Понятие педагогической технологии

Определение 1

Педагогическая технология – это специально продуманная во всех деталях модель педагогической деятельности, направленная на совершенствование реализуемой воспитательно-образовательной деятельности, посредством использования эффективных методов и средств, а также создания благоприятных условий.

Педагогическая технология представляет собой систематизированный подход к созданию методов обучения и воспитания, их применения в образовательном процессе, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

Таким образом, педагогическая технология отражает инновационные подходы и современные системные преобразования, которые происходят на данный момент в системе образования. Внедрение педагогических технологий в образовательный процесс обусловлено тем, что педагогика стремится соответствовать всем тем требованиями, которые предъявляются к ней со стороны общества и государства. Данные требования подразумевает подготовку нового поколения, на основании тех интеграций, которые происходят в постоянно меняющемся мире.

Реализация педагогической технологии на практике осуществляется в несколько этапов:

  1. Целеполагание – постановка целей, которые необходимо достичь с помощью данной технологии. Первоначально педагогом ставятся диагностические цели, которые необходимы для определения проблемы.
  2. Трансформация целей из диагностических в соответствующие им учебные задачи, которые педагог предъявляет учащимся в виде разнообразных учебных упражнений и заданий, которые и составляют основу образовательной деятельности.
  3. Структурирование учебного процесса, наполнение его содержания инновационным инструментарием, организация эффективной управленческой деятельности.

Признаки педагогической технологии

Замечание 1

Педагогические технологии необходимо отличать от методик. Именно поэтому рядом авторов были сформулированы основные признаки, которые присущи только педагогической технологии.

Признаки педагогической технологии (по Е.О. Ивановой):

«Современные педагогические технологии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  1. Наличие конкретной педагогической идеи, которая имеет определенную философскую и методологическую позицию.
  2. Строгая последовательность осуществления педагогических операций, действий и коммуникации, которые выстраиваются в соответствии с поставленными целями и ожидаемым результатом.
  3. Процесс взаимодействия педагога с учащимися основа на учете их индивидуальных особенностей, возраста детей и традиционных принципов образования.
  4. Возможность воспроизведения педагогической технологии любым педагогом, вне зависимости от его опыта, получение гарантированного результата.
  5. Все диагностические процедуры, входящие в современные педагогические технологии содержат критерии, инструменты и показатели измерения эффективности полученных результатов.

К педагогическим технологиям предъявляются конкретные требования, которые были выделены Г.К. Селевко:

  1. Концептуальность – каждая педагогическая технология должна иметь определенную опору на конкретную научную концепцию.
  2. Системность – наличие всех признаков системы (логика, взаимосвязь элементов, целостность и т.д.).
  3. Управляемость – возможность осуществления на всех этапах реализации педагогической технологии диагностики целей, составление плана, проектирование, варьирование методами и средствами, осуществление корректировки.
  4. Эффективность – каждая педагогическая технология должна гарантировать получение конкретного педагогического результата, при минимальных затратах.
  5. Воспроизводимость – педагогическая технология должна быть эффективна в применении, вне зависимости от вида учебного заведения, где ее воспроизводят или повторяют.

Классификация педагогических технологий

В настоящее время существует большое количество разнообразных классификаций педагогических технологий. Данные классификации разрабатывались время и разными авторами, в связи с чем, каждая из них несет в себе определенную авторскую особенность.

Педагогические технологии классифицируют по ряду оснований:

  • в зависимости от вида педагогического воздействия на учащихся;
  • в зависимости от возможности сочетания педагогической технологии с традиционной системой обучения;
  • в зависимости от включенных в нее компонентов воспитания и обучения;
  • в зависимости от технологии моделей обучения;
  • в зависимости от профессиональной ориентации и др.

Кроме того, педагогические технологии могут быть классифицированы в зависимости от масштаба их применения и от необходимых для их реализации ресурсов.

Виды педагогических технологий в зависимости от масштабности:

  • реализуемые только на определенных этапах учебного занятия;
  • используемые в рамках отдельного урока или занятия;
  • используемые в масштабах всей учебной дисциплины;
  • требующие изменений и реорганизаций педагогического процесса.

Виды педагогических технологий в зависимости от потребностей используемых ресурсов:

  • реализуемые при помощи специального оборудования, средств и технических устройств;
  • реализуемые посредством разнообразных печатных материалов;
  • требующие особенной расстановки мели в учебном кабинете.

В зависимости от целевой ориентации различают следующие педагогические технологии:

  • обучающие;
  • воспитывающие;
  • развивающие.

К современным педагогическим технологиям относятся:

  1. Технологии проблемного обучения – предусматривается развитие и обучение детей посредством использования поисковых методов и средств.
  2. Технологии модульного обучения – предусматривают гибкость учебного процесса, основанного на учете индивидуальных возможностей и потребностей учащихся.
  3. Технологии развивающего обучения – направлены на всестороннее развитие личности через различные виды деятельности.
  4. Технологии дифференцированного обучения – предполагает создание специальных условий, при которых выявляются и развиваются задатки учащихся.
  5. Технологии активного обучения – используется моделирование социального и предметного содержания образовательной деятельности.
  6. Технологии игрового обучения – использование в процессе обучения разнообразных игр и игровых ситуаций.
  7. Обучение развитию критического мышления – обеспечение развития критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс с использованием интерактивных методов обучения.
Дата последнего обновления статьи: 18.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot