Педагогическое исследование – организованный процесс, направленный на воспроизведение в языковой или символической форме обобщённых представлений о закономерных связях в отношениях, существующих между педагогическими фактами и явлениями.
Проблематика современных педагогических исследований
Организация современных педагогических исследований обусловлена рядом актуальных проблем в области педагогики. Решение данных проблем требует от исследователей организации педагогического исследования на должном уровне с использованием инновационных методов, средств и подходов.
На сегодняшний день выделяют следующие теоретические и методологические исследовательские проблемы в области педагогики:
- Соотношение социальных, психологических, философских и педагогических подходов и закономерностей в процессе определения основной концепции, направленной на решение основных проблем в области педагогической деятельности и принципов развития образовательных организаций.
- Способы отбора и интерпретации методов, средств и приемов при организации педагогического исследования.
- Специфика и особенности различных педагогических систем (образовательные, воспитательные, коррекционные и т.п.).
- Проблемы соотношения интересов (региональных, местных, общероссийских и т.д.) и условий конструирования педагогических систем, их последующее проектирование и развитие.
- Гармонизация теоретических и практических способов организации педагогического процесса.
- Взаимосвязь и соотношение процессов индивидуализации и социализации личности, применение методов традиций и новаторства в воспитательно-образовательном процессе и т.д.
- Определение критерия успешности реализации воспитательно-образовательной работы, направленной на всестороннее развитие личности ребенка в различных типах образовательных учреждений.
- Подбор эффективных способов организации и реализации всех этапов исследовательского поиска.
Помимо теоретических и методических исследовательских проблем, выделяют ряд проблем прикладного характера:
- использование развивающих возможностей инновационных методических систем, современных информационных технологий и т.д.;
- гуманизация воспитательно-образовательного процесса;
- духовный мир педагога и его влияние на личность ребенка;
- пути и условия внедрения гуманитарного и естественно-научного образования в учебные заведения;
- использование здоровьесберегающих технологий;
- осуществление сравнения эффективности современных образовательных систем и их влияние на развитие различных категорий детей;
- использование традиционных способов воспитания и обучения в современных условиях;
- формирование единой и эффективной воспитательной системы в рамках образовательной организации;
- роль семьи в процессе воспитания и развития ребенка;
- роль традиционной педагогики и неформальных структур в становлении личности ребенка.
Таким образом, на сегодняшний день в педагогике до сих пор остаются недостаточно теоретически проработанными и экспериментально изученными многие сферы современной жизнедеятельности людей, процессуальные характеристики, формы изменений, механизмы и движущие силы развития человека.
Именно поэтому так важны проводимые ныне современные педагогические исследования, направленные на поиск приоритетных направлений решения указанных проблем.
Приоритетные направления современных педагогических исследований
В связи с обозначенными проблемами четко обозначаются приоритетные направления современного педагогического исследования:
- Исследования, направленные на изучение человека как биологического и одновременного социального существа. Данные исследования в настоящее время весьма актуальны, так как они значительно расширяют представления и знания о человеке, особенностях его становления, специфики личности, закономерностях развития.
- Осуществление поиска актуальных способов и методов организации воспитательно-образовательного процесса, направленного на становление всесторонне развитой личности.
- Научное определение и выделение периодов развития ребенка, описание особенностей каждого периода и эффективных методов воздействия на личность в определенный период.
- Поиск современных критериев становления и развития личности, определение степени влияния и значимости каждого из методов в педагогическом процессе.
- Исследование и выявление путей, форм и способов организации дифференцированного педагогического процесса, исходя из индивидуальных особенностей каждого ребенка.
- Исследование особенностей взаимоотношений детей и взрослых в процессе обучения и воспитания.
- Исследование и выявление специфических черт народного (традиционного) воспитания. Определение возможных проблем между представителями различных народов. Особенности воспитания толерантности у детей.
- Исследование научных, дидактических и методических основ написания (создания) учебной литературы.
- Исследование значения и влияние инновационных компьютерных технологий и Интернет-ресурсов на становление личности ребенка.
- Исследование коллективного сознания, обобщенного интеллекта, отличающегося у разных людей скорость его приобретения, восприятием, различной реакцией.
- Исследование проблемы времени в учебном процессе (дифференциация времени учащихся на разных этапах обучения, его рациональное распределение).
- Работа по определению социальных условий поддержки развития каждого ребенка на разных этапах обучения и воспитания.
- Увеличение возможностей для профессионального роста педагогов, учет отличительных черт их становления, развитие передового педагогического опыта.
- Разработка новых теоретических идей, концепций, методов и приемов для эффективной педагогической деятельности.