Образовательная программа - это совокупность определенных элементов образования, организационных и педагогических условий, представленных как учебный план, график, рабочая программа или иные методические материалы.
Сущность и виды образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений
Подавляющее количество детских дошкольных учреждений занимается общим развитием детей, но уже сейчас на современном этапе появляется все больше учреждений, которые преследуют цели:
- раннего развития навыков и способностей детей дошкольного возраста (детские центры, группы детских садов при лицеях и гимназиях и т.д.);
- объединения в процессе воспитания здоровых детей с детьми, имеющими проблемы в физическом развитии;
- формирования групп, которые функционируют в условиях изучения двух языков, и так далее.
Указанные изменения в работе дошкольных организаций происходят в связи с растущими с каждым годом запросами родителей, которые видят необходимость поднятия уровня развития детей, раскрытия у детей определенных способностей, а также подготовки их к школе. Помимо этого, их причиной является изменение самого процесса образования в школах.
Все существующие программы ДОУ делятся на две большие группы:
- комплексные (общие) программы, которые состоят из основных направлений в развитии детей: речевого, физического, познавательного, личностного, социального, эстетического, художественного. Они развивают у ребенка коммуникативные, умственные, творческие, двигательные способности, а также формируют специфические виды деятельности - игровую, предметную, театрализованную, музыкальную, изобразительную и пр;
- парциальные (локальные) программы, состоящие, как правило, из одного или нескольких направлений по развитию детей.
Целостность в процессе образования может быть достигнута не только в случае применения одной комплексной программы, но и путем применения определенных локальных программ.
Характеристика основных комплексных программ современности
Истоки. Данная программа дошкольного образования направлена на обеспечение целостного и разностороннего формирования интеллектуальных, физических и личностных особенностей детей. Она закрепляет базовые особенности организации деятельности ребенка в дошкольном учреждении, структуру процесса образования и воспитания, а также обязательные условия для превращения программы в жизнь.
Золотой ключик. Разработана для детей 3-10 лет, и направлена на предоставление максимально комфортных условий обучения детям в соответствии с их возрастом. Особенностью ее является создание таких условий, которые не только обеспечат возможности обучения, но и сохранят радость, эмоции и счастье в процессе обучения малышей.
Детский сад - дом радости. Первая программа, которая главной целью ставит неповторимую индивидуальность каждого воспитанника. Приветствуется самосознание и саморазвитие.
Тропинки. Эта программа разработана для детей 3-7 лет и имеет своей целью психическое развитие ребенка путем применения творчества и воображения.
Теремок. Программа для самых маленьких детей - 2 месяца-3 года. Методы, описанные в программе являются инновационными, вариативными, комплексными.
Ступеньки к школе. Программа подлежит применению к детям в возрасте 3-7 лет. Она всесторонне развивает детей, сохраняет и укрепляет их здоровье, формирует значимые для школы функции, снижает риск неправильной адаптации к школе.
Первые шаги. Предназначена для детей 1-3 лет и имеет своей целью развитие активности, эмоциональности, самостоятельности ребенка.
Мозаика. Возрастной контингент - дети 2-7 лет. Программа призвана расширить потенциал каждого ребенка, открыть возможности для положительной адаптации и социализации, обеспечить развитие личности ребенка, проявить каждому свои творческие способности. Предложены новейшие способы организации воспитательной работы.
ПРОдетей. В программе приветствуются совместная деятельность дошкольников, когда они узнают о регулировании своих действий в процессе и действий, осуществляемых их партнерами. Задача педагогов - сформировать у детей навыки коммуникации, логического мышления, научить самостоятельности и ответственности.
Вдохновение. Программа ставит перед собой четкие цели и предлагает для этого необходимые для педагогов инструменты. В ней предусматривается выстраивание качественного процесса дошкольного образования, формируется эффективная и современная среда для обучения дошкольников.
От рождения до школы. Новая программа была разработана из старой, созданной в 2004 году. Она включила в себя новые достижения практики и науки дошкольного российского образования.
Детский сад 2100. Программа должна обеспечить психологическое и педагогическое сопровождение развития личности дошкольников, мотивировать детей к раскрытию своих способностей.
Существует также множество других комплексных программ, которые невозможно рассмотреть в рамках данной работы.
Парциальные программы образования для детей дошкольного возраста
Расти, малыш! Группа дошкольников данной программы находится в диапазоне от 2 до 3 лет и имеет проблемы с развитием речи и развитием интеллекта. Основная цель создания программы состоит в том, чтобы не упустить момент, когда ребенку можно без серьезных усилий помочь в его проблеме, ведь чем раньше начать работать с ребенком, тем эффективнее будет в итоге результат.
Мир без опасности. Эта специализированная программа создана с целью развить культуру безопасности, включая при этом социальную, витальную, экологическую, пожарную, дорожную и другие виды безопасности.
Малыши-крепыши. Направлена на индивидуальный и дифференцированный подход в работе с каждым ребенком, в том числе и с тем, который имеет нарушения в общем развитии. Программа нового поколения, работает на основе интегративности.
STEM. Программа применяется не только для воспитания и обучения дошкольников, но и на начальных школьных этапах. Она имеет определенные задачи и цели, учитывает особенности возраста обучающихся, их способности интеллекта.
Есть также и другие программы, например, “Игралочка”, “Английский для школьников” и пр.