Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Современные модели организации обучения. виды обучения, их характеристика

Модель обучения – это план организации учебно-воспитательной деятельности с набором эффективных методов ее реализации и продуктивных форм построения.

В силу нестабильности и скорости развития современного общества, динамичности его социально-экономических процессов, требуется переориентация образовательной деятельности. Это приводит к уходу от традиционных методов обучения и использованию новых моделей организации образовательной деятельности.

Сущность и характеристика современных моделей обучения

Определение 1

Современные модели обучения отражают особенности протекания образовательной деятельности нем разных уровнях и этапах обучения, с учетом условий текущего социального развития и его динамики.

Сущность современных моделей обучения можно обозначить следующими параметрами:

  1. Решение противоречий, возникающих между новыми информационными ресурсами и знаниями, которые уже усвоены учащимися. образовательные программы должны быть гибкими. Важно, сохранять преемственность на всех этапах обучения.
  2. Наличие большого количества вариантов выполнения поставленной образовательной задачи. Учащиеся не должны иметь единого алгоритма, шаблона решения конкретной задачи. Должно существовать несколько вариантов ее решения, выбор оптимального является прерогативой учащегося.
  3. Создание новых условий практического применения, усвоенных теоретических знаний. Знания необходимо уметь применять в разных социальных условиях и обстоятельствах, адаптируясь к быстро меняющейся социальной среде.
  4. Отсутствие необходимости давать теоретическое обоснование своим образовательным достижениям.

В современной системе образования существует большое количество моделей организации обучения. Это говорит о том, что процесс обучения характеризуется вариативностью и индивидуальной направленностью.

«Современные модели организации обучения. виды обучения, их характеристика» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Модели обучения непрерывно развиваются и совершенствуются. Старые модели заменяются новыми. Те модели, которые буквально недавно рассматривались, как инновационные, уходят на второй план и занимают место традиционных моделей обучения (например, модель проблемного обучения).

Основными характеристиками современных моделей обучения являются следующие:

  1. Направленность образовательной деятельности на развитие самостоятельности и инициативности учащегося. Это касается всех этапов обучения.
  2. Воспитание коммуникативных навыков учащегося. Умение взаимодействовать в социальном пространстве, устанавливать положительные коммуникативные связи и отношения – основа достижения успеха в различных видах и аспектах деятельности.
  3. Развитие и совершенствование навыков самостоятельного принятия решения, совершения выбора.
  4. Развитие познавательной активности.
  5. Развитие навыков самообучения и мотивации к нему в течение всей жизнедеятельности.

Культурологическая модель организации обучения

Данная модель обучения основывается на ориентации образовательной деятельности на удовлетворение современных культурных требований. Это означает, что требования рынка, экономики к современной системе образования теряют свою актуальность. При этом, нельзя сказать, что они совсем не выполняются. Просто они уходят на второй план.

Целевым назначением использование данной модели обучения является привитие учащимся духовной культуры, усвоение ими духовных ценностей и ориентиров жизнедеятельности. Это необходимо для полноценного всестороннего развития личности учащегося.

В данной модели обучения осуществляется применение форм и методов организации образовательной деятельности, ориентированных на придание обучению гуманистической направленности и гуманитарных характеристик.

Основными характеристиками культурологической модели обучения являются:

  1. Принятие учащегося в качестве субъекта образовательного процесса, способного к культурному и нравственному развитию.
  2. Педагог выполняет роль направляющего в обучении. Он-связующее звено, расположенное между ребенком и культурой. Он оказывает помощь и поддержку в культурном развитии учащегося, помогает познать нравственные ориентиры социальной жизнедеятельности и принять их в качестве единственно верных направлений деятельности, способствует самоопределению учащегося в мире культурных и нравственных ценностей.
  3. Учебное учреждение является целостной культурной образовательной средой.
  4. Процесс обучения является культурным процессом, в ходе которого происходит личностное развитие учащегося, раскрытие его потенциальных возможностей, их превращение в способности и осуществляется формирование личностного опыта в ходе сотруднической деятельности педагога и учащегося.

Модель предоставления разнообразных образовательных услуг

Замечание 1

Данная модель ориентирована на выполнение социального заказа, т.е. требований социальной среды, предъявляемых к системе образования на данном этапе общественного развития.

Данная модель обучения основывается на вариативности образовательных программ и образовательных учреждений. Такое обучение носит негосударственный характер и реализуется в частном секторе. Здесь, учреждения конкурируют между собой, ориентируясь на удовлетворение разнообразных потребностей и интересов заказчиков, предлагая программы обучения для учащихся разных социальных категорий и материального обеспечения.

Целевое назначение данной модели обучения сводится к адаптации учащегося к современному социальному пространству. При этом не учитывается необходимость развития ценностных компонентов личности и раскрытие ее творческого потенциала.

Модель дистанционного обучения

Определение 2

Дистанционное обучение – это построение образовательного пространства, основанного на принципе удаленного расположения педагога и учащихся друг от друга и их связи через современную систему информационных телекоммуникативных средств.

Основными характеристиками данной модели обучения являются:

  1. Возможность получения образования при нахождении в любой точке мира;
  2. Отсутствие личного контактирования между педагогом и учащимися;
  3. Индивидуальная направленность обучения;
  4. Самостоятельный выбор форм организации занятий (онлайн-лекции, вебинары, просмотр обучающего видео материала и т.д.) и видов деятельности;
  5. Проектирование содержания своей образовательной программы учащимся;
  6. Применение инновационных форм передачи образовательной информации (мультимедийные технологии, программные продукты);
  7. Ориентация на развитие самостоятельной познавательной деятельности;
  8. Блочная структура обучения: информация предоставляется блоками, а учащийся отслеживает свое продвижение от одного образовательного блока к другому.
Дата последнего обновления статьи: 06.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot