Основные правила сотрудничества семьи и школы в вопросах воспитания детей
Несмотря на то, что семейное воспитание является наиболее важным и незаменимым фактором в становлении и развитии личности ребенка, оно не является единственным и автономно действующим. Эффективность семейного воспитания значительно возрастает, если его дополняют воспитательными системами иных социальных институтов.
Интенсивность и характер семейного воспитания динамичны и зависят от периода жизни. Так, в дошкольном возрасте - семья имеет исключительную роль, в воспитании и развитии ребенка; в младшем школьном возрасте у ребенка происходит смена основных потребностей и в его жизнь входит новое, достаточно интересное явление – школа. Школьная жизнь дает ребенку ощущение взросления, самостоятельности, удовлетворяет его потребности в новых знаниях, общении и развитии. В период юности и отрочества влияние семьи сохраняется, именно семья помогает человеку определиться в своем дальнейшем профессиональном и социальном выборе.
Сочетание семейного воспитания с другими воспитательными системами должно базироваться на общей идее, согласно которой за воспитание детей основную ответственность несут только их родители, все остальные институты и службы призваны только лишь помогать и поддерживать.
Наибольшую значимость имеет взаимодействие семьи и школы в вопросах воспитания детей. Основными направления сотрудничества семьи и школы являются:
- повышение уровня педагогических и психологических знаний у родителей;
- вовлечение родителей в педагогический процесс и управление школой.
Эффективность сотрудничества семьи и школы в вопросах воспитания детей во многом зависит от соблюдения следующих правил:
- Уважительное отношение к воспитательным возможностям родителей, недопущение нравоучений и назиданий в общении с родителями. Педагог должен понимать, что семья – это союзник в вопросах воспитания.
- Проявление истинной заботы в развитии ребенка. Педагог и родители должны поставить общую цель в воспитании ребенка, использовать единые методы и средства воспитания.
- Процесс воспитания должен иметь мажорный и жизнеутверждающий настрой, с опорой на положительные качества ребенка и его сильные стороны.
- В работе с семьей учащегося соблюдение педагогического такта и недопущения вмешательства в семейную жизнь.
- Изучение семьи учащегося должно осуществляться тактично и объективно. Вся собранная информация использоваться строго для дальнейшего психолого-педагогического просвещения родителей и коррекционной работы.
Таким образом, содержание работы школы и семьи по вопросам воспитания имеет большое значение в формировании и развитии личности учащихся. Эффективность осуществляемой работы во многом зависит от качества сотрудничества педагога и родителей.
Формы взаимодействия семьи и школы
Формы взаимодействия семьи и школы по вопросам воспитания детей, бывают групповые и индивидуальные.
Родительское собрание – форма взаимодействия школы и семьи, которая подразумевает коллективное обсуждение вопросов обучения и воспитания детей, планирование дальнейшего сотрудничества, анализ и подведение итогов проделанной ранее работы. Оптимальное проведение родительских собраний – не реже одного раза за учебную четверть. Чаще всего родительские собрания посвящены наиболее актуальным вопросам и проблемам. Различают следующие виды родительских собраний: тематические, организационные, итоговые и т.д. Тема собрания составляется педагогом и обсуждается с родительским комитетом. Эффективность родительского собрания зависит от количества пришедших родителей, созданной педагогом атмосферы, поставленных и решенных вопросов, качества советов и рекомендаций.
Лекция – форма психологического и педагогического просвещения родителей, в процессе которой педагогом раскрывается конкретная сущность вопросов воспитания, закономерности физического и психического развития ребенка, осуществляется анализ реализуемого семейного воспитания и т.д. Темы лекция должны быть разнообразные, актуальные и интересные для родителей.
Конференция – одна из форм педагогического просвещения родителей, направлена на расширение, углубление и закрепление знаний родителей о воспитании. Тематика конференций может быть разнообразной, соответственно и виды могут быть разные: научно-практические, теоретические, по обмену опытом и т.д. Периодичность проведения – один раз в год. На конференции выступают с докладами как педагоги, так и родители.
Вечер вопросов и ответов – организуется после предварительно проведенного опроса среди родителей и составления списка проблемных вопросов по воспитанию детей. Во время проведения вечера педагог зачитывает вопросы по очереди, а приглашенные специалисты отвечают на них. В качестве специалистов могут быть приглашены школьный психолог, социальный педагог, методист и т.д.
Практикум – предполагает выработку у родителей педагогических умений воспитания детей, обучение эффективному разрешению разнообразных педагогических ситуаций. Во время практикума педагог задает родителям определенную проблемную ситуацию, связанную с воспитанием детей. Задача родителей – разрешит ее педагогически правильно.
Открытые уроки (внеклассные мероприятия) – направлены на ознакомление родителей с учебными программами по предметам, методикой обучения и преподавания, требованиями педагогов. Это необходимо для того, чтобы родители могли лучше узнать своих детей, понять суть их учебной деятельности.
Индивидуальные консультации (тематические) – направлены на решение конкретных проблем в воспитании отдельных учащихся. Родители задают педагогу волнующих их вопросы и получают на него квалифицированный ответ. Могут проводиться как в устной форме, при личной встрече, так и в письменной – в форме переписки.