Социально-педагогическое консультирование – это консультация, затрагивающая вопросы и проблемы социально-педагогического характера, ориентированная на их плодотворное разрешение.
Оно выступает в качестве формы работы социального педагога с воспитанниками и их семьями и предполагает разбор их проблем и дачу советов социальным педагогом в решении проблем воспитания и развития подрастающего поколения.
Консультирование реализуется в форме диалогового взаимодействия. Социальный педагог строит беседу в опоре на психолого-педагогические методы и приемы и в ориентации на донесение информации до собеседника и ее правильного им восприятия.
Социально-педагогическое консультирование осуществляется в опоре на конкретные принципы работы, имеет разные виды и реализуется как поэтапная работа социального педагога в установлении взаимодействия с учащимися и их семьями для решения актуальных проблем социально-педагогического характера.
Принципы реализации социально-педагогического консультирования
Работа социального педагога по проведению социально-педагогического консультирования реализуется с опорой на следующие принципы:
- Принцип анонимности. Анонимность предполагает неразглашение информации социальным педагогом без соглашения участников консультирования сторонним лицам. Соблюдение анонимности играет важную роль в решении вопросов развития ребенка и его проблем и способствует привлечению родителей к взаимодействию с социальным педагогом.
- Принцип добровольности. Он означает добровольное участие родителей и учащихся в консультировании, их включенность в беседу и заинтересованность ее ходом и исходом.
- Принцип безоценочности суждений социального педагога. В ходе консультирования не допускается оценка поступков участников консультирования. Их проблемы должны быть выслушаны и предложены варианты их продуктивного разрешения.
- Принцип ориентации на ценностные установки клиентов. Это позволяет социальному педагогу оказывать на них воздействие и корректировать их.
- Принцип возложение ответственности на клиента. Социальный педагог не может выработать точный способ решения существующей проблемы. Он предлагает возможные варианты решения и побуждает клиента к действию. Но окончательное решение принимает сам клиент и несет ответственность за него сам.
- Принцип делового взаимодействия. Социальный педагог должен соблюдать дистанцию во взаимоотношениях с учащимися и родителями, не переходить на личностное взаимодействие и рассматривать проблемы с профессиональной точки зрения.
- Принцип ориентации на личностный рост и развития. Решение любой проблемы, в первую очередь, должно быть направлено на развитие личности учащегося. Исходя из этого, выбираются оптимальные формы и методы работы.
Содержание социально-педагогического консультирования
Консультативная работа социального педагога является способом оказания помощи лицам в решении проблем социального характера, конфликтов социального взаимодействия, проблем в установлении взаимодействия между родителями и детьми. В содержание социально-педагогического консультирования входят следующие элементы:
- Бытовые вопросы. Они касаются создания в семья развивающего пространства для ребенка. Предполагается соблюдение санитарно-гигиенических норм его проживания, наличие пространства для разных видов детской деятельности, организация продуктивного досуга ребенка семьей;
- Вопросы жизнеобеспечения. Они связаны с оказанием социальным педагогом помощи семьями в решении проблем трудоустройства родителей, получения материальной помощи, субсидий, льгот и др.;
- Социально-коммуникативное развитие. Оно затрагивает вопросы внутрисемейного взаимодействия и отношений всех членов семьи за пределами семьи с другими представителями социума;
- Семейное здоровье. Оно связано с решением проблем физического и психического здоровья всех членов семьи, реализацию полноценного отдыха и оздоровление детей;
- Вопросы духовного развития семьи. Происходит решение проблем культурного развития всех членов семьи, их ориентации на уважительное отношение к семейным и социальным ценностям, нормам поведения;
- Повышение педагогической компетентности родителей. Производится разрешение проблем отклонений в поведении воспитанников, несостоятельности родителей, решение вопросов нежелания родителей полноценно выполнять свои функции, а также информирование родителей по проблемам поведения ребенка, отклонениям в его развитии, при их наличии.
Рисунок 1. Основные направления социально-педагогической работы с детьми. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Таким образом, содержание социально-педагогического консультирования ориентировано на социальное развитие подрастающего поколения, оказание помощи детям в социальной адаптации, приспособлении к жизнедеятельности в стенах школы с сохранением психологического и физического здоровья и в направлении раскрытия природного потенциала ребенка, реализации его творческого начала.
Функциональная роль социально-педагогического консультирования
Социально-педагогическое консультирование, как формы работы школьного социального педагога, ориентировано на выполнение следующих функций в образовательном процессе:
- Информационная функция. Она связана с просвещением родителей о проблемах в развитии ребенка и возможных вариантах их решения.
- Фасилитационная функция. Она позволяет более продуктивно реализовать решение проблем развития ребенка и его социального становления за счет оказания семье помощи социальным педагогом, его сопровождения этих процессов, что способствует повышению качества и скорости выхода из проблемных ситуаций.
- Аксикреационная функция. Она предполагает использование разнообразных видов социального консультирования, позволяющих передать нормы и ценности социального поведения учащимся и их родителям и закрепить их в качестве основы выработки собственного поведения, сформировать ценностные ориентиры своей жизнедеятельности и следовать им.
- Катализирующая функция. Использование оптимальных методов решения проблемных ситуаций учащегося и их быстрое разрешение с минимальным нанесением вреда социальному статусу ребенка и семьи.
- Мобилизирующая функция. Она связана с мобилизацией внутренних сил и ресурсов учащегося для решения его социальных проблем и мотивацией к деятельности.
- Контрольная функция. Она связана с наблюдением за жизнедеятельностью учащегося, применением им новых норм и ценностей в реализации социального поведения и социального взаимодействия.