Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Основные подходы психолого-педагогического сопровождения слепых

Схема индивидуального психолого-педагогического сопровождения слепого ребенка

Определение 1

Психолого-педагогическое сопровождение – это профессиональная деятельность по оказанию психологической и педагогической помощи и поддержки учащемуся в рамках его пребывания в образовательном заведении.

Данное сопровождение необходимо детям с особенностями развития. Оно направлено на создание оптимальных условий их развития в образовательной среде, получение качественного и эффективного образования.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями зрения имеет свои особенности, обусловленные спецификой развития слепых детей:

  • Во-первых, обучение слепого ребенка носит коррекционную направленность. Чтобы ребенок мог нормально развиваться и усваивать образовательную программу, необходимо применять оптимальные методы коррекции его дефекта, которые помогут устранить или сгладить дефект и его отрицательные воздействия на образовательный процесс учащегося.
  • Во-вторых, педагогическое сопровождение слепого ребенка является процессом сопровождения педагогической коррекции. Данная коррекция необходима для выбора оптимальных подходов в обучении ребенка с нарушением зрения.
  • В-третьих, в ходе психолого-педагогического сопровождения, работа специалистов опирается на медицинские показатели состояния здоровья ребенка и особенности его развития.

Основные принципы психолого-педагогического сопровождения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Основные принципы психолого-педагогического сопровождения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

«Основные подходы психолого-педагогического сопровождения слепых» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Психолого-педагогическое сопровождение слепых осуществляется по схеме, предполагающей поэтапную работу медицинских специалистов, социальных педагогов, психологов и педагогов учебного заведения. Работа реализуется в несколько этапов:

  1. Диагностирование. На данном этапе реализуется медицинский осмотр специалистов: ставится диагноз, выявляются вторичные дефекты. Здесь же, проводится изучение семьи ребенка, его социального статуса, особенностей проживания, проводится исследование развития психических процессов, познавательной сферы, сенсомоторных функций, исследуются потенциальные возможности развития ребенка.
  2. Разработка программ развития каждым специалистом и согласование их позиций для составления единой направленности сопровождения.
  3. Разработка индивидуальной программы сопровождения. Для каждого учащегося создается отдельная коррекционная программа, включающая систему методов обучения, ориентированных на полноценное развитие ребенка с нарушением зрения.
  4. Реализация индивидуальной программы сопровождения. Для этого создаются специальные условия обучения, организуется образовательная обстановка, согласуются действия специалистов, реализуются психологические тренинги, применяются методы индивидуальной коррекции, с учетом специфики развития ребенка и особенностей проявления его отклонений.
  5. Проведение промежуточной диагностики. Она ориентирована на анализ эффективности индивидуальной программы сопровождения, внесение в нее поправок.
  6. Подведение итогов психолого-педагогического сопровождения и оценка уровня обучаемости слепого учащегося, а также наличия оптимальных условий для его полноценного всестороннего развития.

Направления деятельности специалистов сопровождения

Психолого-педагогическое сопровождение слепых реализуется в ходе выполнения специалистами сопровождения работы по следующим направлениям:

  1. Проведение обследования развития учащихся на основе применения комплексных методик;
  2. Постепенное развитие учащегося и контроль его реализации на основании применения коррекционно-развивающего подхода;
  3. Реализация работ разной направленности и форм, ориентированная на выявление индивидуальных особенностей развития, причин и факторов их существования;
  4. Регулярное наблюдение за психическим и физическим состоянием, уровнем развития учащегося;
  5. Оказание помощи и поддержки в социальной адаптации учащихся;
  6. Проведение работы с семьями учащихся;
  7. Контроль за соблюдением санитарных норм реализации программы сопровождения слепых детей и поддержания благоприятной психологической среды обучения слепого ребенка;
  8. Совершенствование психолого-педагогического сопровождения: применение инновационных подходов и методов работы;
  9. Создание системы взаимодействия с разными специалистами и иными физическими и юридическими лицами, заинтересованными в создании условий полноценного развития слепого учащегося.

Инклюзивное образование слепых детей

Определение 2

Инклюзивное образование – это способ организации обучения, при котором реализуется совместное обучение нормальных детей и детей с отклонениями в развитии.

Инклюзивное образование детей с нарушениями зрения требует построения особой системы психолого-педагогического сопровождения. Данная система ориентирована на учет специфики организации образовательного пространства и особенностей развития каждого учащегося с нарушением зрения в нем.

Инклюзивная система обучения слепых детей требует создания специальных условий в образовательной организации, которые помогут учащимся получить весь спектр образовательных услуг, независимо от особенностей их развития. Для этого, в обычной общеобразовательной школе создаются следующие условия:

  1. Наличие кабинетов специалистов сопровождения: офтальмолог, психолог, тифлопедагог, логопед. Данные кабинеты должны быть оснащены необходимым оборудованием и средствами коррекционной работы.
  2. Подготовка педагогов в области специального обучения и реализации сопровождения слепых детей, их эффективного включения в социальное пространство и интеграцию в образовательную среду школы.
  3. Учет индивидуальных особенностей нарушения зрения учащихся: время возникновения, степень тяжести, наличие вторичных отклонений.
  4. Разработка индивидуальных программ обучения для слепых детей и их реализация в рамках общеобразовательной программы обучения.
  5. Комплексный характер обучения: использование методов коррекции нарушения зрения, лечебная диагностика и восстановление, стимуляция потенциальных возможностей развития учащегося и активизация его познавательной заинтересованности.

Инклюзивное образование слепого ребенка предполагает проведение психолого-педагогического сопровождения по следующим направлениям:

  • Диагностирование.
  • Коррекция и развитие.
  • Профилактика.
  • Информирование.
  • Лечебно-восстановительная работа.
  • Консультирование.

Все эти направления деятельности ориентированы на формирование навыков зрительного восприятия, пространственной, социальной ориентации, навыков коммуникативного взаимодействия, включения в коллектив и определения своего места в нем, развитие эмоциональной сферы личности ребенка и сглаживание протекания его адаптационного периода.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 20.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot