Профессиональная подготовка педагога – это процесс подготовки студента к будущей реализации своих навыков и умений в определенном направлении педагогической деятельности, посредством усвоенной системы знаний и навыков.
Этапы профессиональной подготовки педагогов
Профессиональная подготовка педагогов осуществляется по одному из направлений подготовки педагогов:
- Допрофессиональная подготовка.
- Основная профессиональная подготовка.
- Дополнительное образование: повышение квалификации педагога, переквалификация.
Допрофессиональная подготовка представляет собой период обучения ребенка в основной школе. Она ориентирована на выявление тех учащихся, которые стремятся, в дальнейшем, заниматься профессиональной педагогической деятельностью, предрасположены к ней. Для этого, должны быть созданы соответствующие условия, для проявления учащимися своих потребностей и склонностей (проведение тестирований, открытых уроков, дня самоуправления). Кроме того, педагоги знакомят учащихся с особенностями своей профессиональной деятельностью, о ее преимуществах и трудностях.
На этапе допрофессиональной подготовки студентов реализуется профессиональная ориентация т.е. реализуется мотивация к профессиональной педагогической деятельности и поступлению в учебные заведения на факультеты педагогической направленности.
В последние годы в образовательную практику входит создание специальных педагогических классов для предварительной подготовки учащихся поступлению в педагогические училища или университеты. В этих классах происходит обучения детей по общеобразовательным программа совместно с дисциплинами психолого-педагогической направленности. Кроме того, реализуется практика, где учащиеся становятся вожатыми. Это помогает в осознании важности, сложности и перспективности выбора данной профессии.
Второй этап обучения – профессиональная педагогическая подготовка связан с поступлением учащихся в педагогические техникумы и колледжи или высшие учебные заведения – институты, университеты, академии, для получения высшего профессионального педагогического образования.
При поступлении в техникумы или колледжи, учащиеся проходят двух летнее обучение по программам:
- Дошкольное образование;
- Преподавание в начальной школе;
- Физическая культура;
- Музыкальное образование;
- Педагогика дополнительного образования.
Поступление в высшие учебные заведения предполагает научную подготовку по программам бакалавривата, магистратуры и аспирантуры.
Обучение по данным направлениям позволяет получить студенту определенный уровень квалификации, дающий ему право заниматься конкретным направлением профессиональной педагогической деятельности, вести научные исследования.
Завершение обучения на данных этапах не связано с завершением возможности развития профессионального педагога. Он может продолжить свое обучение по программам дополнительного образования.
На этапе дополнительного образования происходит обучения в специальных учреждениях, где педагоги проходят курсы повышения квалификации не реже одного раза в три года. Система образования непрерывно развивается и совершенствуется, подстраиваясь под тенденции развития общества и его требования. Поэтому, для успешного выполнения своей профессиональной деятельности, педагогу необходимо повышать свою квалификацию, развиваться и совершенствовать свои профессиональные навыки. Также, педагог может освоить новый вид и направление педагогической деятельности, реализовать свои творческие способности.
Непрерывность педагогического образования
Профессиональное становление педагога в современном обществе является непрерывным процессом. Это обусловлено потребностями общества в:
- Профессиональном развитии и совершенствовании педагога.
- Развитии педагогических навыков и возможностей в условиях постоянно меняющейся образовательной среды.
- Качественных преобразованиях профессиональной деятельности педагога.
- Изменениями областей профессиональной деятельности.
- Необходимости повышения профессионального мастерства педагога.
- Необходимости ориентации педагогической работы на социальный заказ.
- Достижении высокого качества образования и востребованности кадров на мировом рынке труда.
В этой связи, профессиональное образование педагога, в настоящее время, сводится к его постоянному обучению и самообучению. Педагог проходит курсы повышения квалификации, обучается новым направлениям деятельности, изучает новые методы и технологии образования.
Таким образом, профессиональное образование педагога на каждом его этапе нацелено на развитие у него такой системы знаний, умений и навыков, качеств и возможностей, которые позволят ему непрерывно развивать себя и совершенствоваться во всех сферах и направлениях его профессиональной педагогической деятельности. К таким качествам личности и профессиональным свойствам педагога относятся следующие:
- Навыки методологического познания;
- Овладение способностями оперировать информационными данными;
- Навыки анализа и систематизации информации;
- Развитое системное мышление;
- Простота адаптации к новым условиям;
- Активная жизненная и педагогическая позиция;
- Способность и стремление к развитию и саморавзитию в течение всей свой жизнедеятельности.
Непрерывность обучения заложена в основу нескольких уровней образования и этапов профессионального обучения педагога. Преемственность педагогического образования обеспечивается на всех его этапах.
Кроме того, педагог не должен останавливаться в своем развитии и совершенствовании профессионального мастерства, даже пройдя все стадии профессиональной подготовки.
Непрерывность образования, прежде всего, связана с самовоспитанием, саморазвитием и самосовершенствованием профессиональных качеств и способностей педагога. Именно это лежит в основе становления его личности и реализации целевого назначения образования.
Педагог должен постоянно испытывать потребность в самообразовании и саморазвитии. Он должен уметь адекватно оценить себя и свою профессиональную деятельность. Стоит рассмотреть, насколько уровень его стремлений совпадает с достигнутым результатом и, как окружающие оценивают его профессиональную деятельность. Важно, уметь воспринимать критику в свой адрес и стремится исправлять недочеты своей работы.