Система педагогических наук
Педагогика – это наука, занимающаяся изучение закономерностей процессов обучения, воспитания и развития подрастающего поколения, выработкой методов и способов организации этой деятельности, формулированием теоретических основ познания и развития, концептуальных основ реализации обучения и воспитания.
В силу направлений своих исследований, педагогика выступает сложной системой, включающей в свой состав большое количество научных отраслей, каждая из которых занимается изучением определенного аспекта педагогического процесса и педагогической деятельности.
В систему педагогических наук входят следующие компоненты:
- Общая педагогика. Она отражает теоретические аспекты образования подрастающего поколения, включая его закономерности и особенности осуществления.
- Возрастная педагогика. Она занимается исследованием возрастной динамики развития учащихся и аспекты обучения различных возрастных категорий учащихся: дошкольников, младших, средних и старших школьников, а также взрослых.
- Специальная педагогика. Она связана с разработкой теорий обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями. Научная отрасль исследует обучение граждан с разными дефектами и отклонениями в развитии, разрабатывает методы их обучения и выявляет особенности. Сюда входит: тифлопедагогика – обучение слепых граждан, сурдопедагогика – обучение, воспитание и развитие граждан с нарушением слуха, олигофренопедагогика – обучение, воспитание и развитие детей с умственными отклонениями, логопедия – особенности развития и обучения детей с речевыми дефектами.
- Частная педагогика. Сюда входят отдельные методики или частные дидактики, которые занимаются выявлением особенностей организации обучения по отдельным дисциплинам т.е. разрабатываются теории преподавания физики, математических наук и т.д.
- История педагогики. Данная отрасль занимается вопросами формирования педагогики, как науки т.е. изучается история становления педагогики, периодизация ее развития, методы и технологии образования, применяемые в различные эпохи, связи, используемых методов обучения с этапом исторического развития общества.
- Отраслевая педагогика. Она связана с изучением закономерностей воспитания, обучения и развития в отдельных отраслях: производственная педагогика, социальная педагогика, спортивная педагогика, военная педагогика.
- Сравнительная педагогика – это отдельная отрасль педагогической науки, осуществляющая сопоставление закономерностей обучения и воспитания в различных отраслях и направлениях реализации педагогической деятельности. Данная отрасль дает представление о том, какие методы и принципы педагогики существуют в различных ее отраслях, как их можно применять в других педагогических направлениях деятельности и отраслях педагогической науки.
Связь педагогики с гуманитарными науками
В основе педагогики, а точнее ее методологии исследования лежат философские учения. Это объясняет тесную связь между педагогикой и философией.
Философия заложена в основу построения большинства теорий и концепций педагогики и ее отдельных отраслей. Связь этих наук можно отразить следующими положениями:
- Философия исследует сущность бытия и мироздания.
- Философия определяет место и роль человека в мировом пространстве.
- Философские убеждения закладываются в основу организации образовательного процесса: на них базируются его цели, задачи, содержание, методы организации и подведение итогов реализации.
- Сущность философского познания и ее идеология заложена в основу разработки методов осуществления образовательного и воспитательного процесса.
- Философия исследует сущностные характеристики процесса развития личности.
Помимо философии, педагогика имеет тесную связь с психологией. Эта связь, также, вполне закономерна. Ведь, психология занимается исследованием психики человека, возрастной динамики ее развития, механизмов реализации и функциональной роли психических процессов в общем развитии индивида.
Психические особенности личности лежат в основе ее развития. От них зависит выбор индивидуальной траектории реализации образования и воспитания.
Психология также, как и педагогика имеет определенные отрасли. Наиболее тесно среди них, оказываются связанными с педагогикой возрастная психология и педагогическая психология. Эти науки занимаются исследованием возрастной динамики развития психических процессов и построением законов обучения и воспитания в соответствии с ними.
Педагогика имеет тесную связь с антропологией, которая исследует закономерности функционирования и устройство человеческого организма. Они необходимы для определения условий организации учебно-воспитательной деятельности, их воздействия на те или иные стороны развития организма.
Связь педагогики с медициной
Эта связь проявляется в выделении у педагогик отдельных отраслей: специальной или коррекционной педагогики и логопедии.
Медицинские исследования, необходимы педагогики для разработки методов и технологий воспитания, обучения и развития детей, имеющих разнообразные отклонения от нормального развития. Медицина дает педагоги терапию для детей с умственными отклонениями, детей, у которых имеются речевые дефекты, патологии органов слуха и зрения. Благодаря этим знаниям, коррекционная педагогика может создать систему мероприятий по коррекции данных отклонений и создании условий для оптимального прохождения, ребенком с различными отклонениями социализации, устранении трудностей в обучении и приобретении социальных навыков деятельности.
Медицина дает педагогики знания:
- в области разработок коррекционных методик развития детей с умственной отсталостью;
- в области применения логопедических упражнений и методик речевого развития детей с разными речевыми дефектами;
- в области формирования методик педагогического обучения детей с нарушениями работы центральной нервной системы и, связанных с ними отклонений в работе органов слуха и зрения, органов дыхания и иных отклонений физического характера, которые не позволяют ребенку получать образование в нормальных заведениях образования;
- в области разработки коррекционных методик обучения для детей, имеющих вторичные отклонения в развитии, вызванные первичными заболеваниями т.е. если у ребенка имеется умственная отсталость, синдром дауна, аутизм, то возникает развитие дефектов речи и иные дисфункции, психические нарушения, требующие целенаправленной коррекционной работы и создания условий для освоения образовательной программы;
- в области применения знаний об особенностях протекания того или иного заболевания, его симптомах и динамики их развития, а также воздействии данного заболевания на процессы развития ребенка.