Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Система педагогических наук и связь педагогики с другими науками

Система педагогических наук

Определение 1

Педагогика – это наука, занимающаяся изучение закономерностей процессов обучения, воспитания и развития подрастающего поколения, выработкой методов и способов организации этой деятельности, формулированием теоретических основ познания и развития, концептуальных основ реализации обучения и воспитания.

В силу направлений своих исследований, педагогика выступает сложной системой, включающей в свой состав большое количество научных отраслей, каждая из которых занимается изучением определенного аспекта педагогического процесса и педагогической деятельности.

В систему педагогических наук входят следующие компоненты:

  • Общая педагогика. Она отражает теоретические аспекты образования подрастающего поколения, включая его закономерности и особенности осуществления.
  • Возрастная педагогика. Она занимается исследованием возрастной динамики развития учащихся и аспекты обучения различных возрастных категорий учащихся: дошкольников, младших, средних и старших школьников, а также взрослых.
  • Специальная педагогика. Она связана с разработкой теорий обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями. Научная отрасль исследует обучение граждан с разными дефектами и отклонениями в развитии, разрабатывает методы их обучения и выявляет особенности. Сюда входит: тифлопедагогика – обучение слепых граждан, сурдопедагогика – обучение, воспитание и развитие граждан с нарушением слуха, олигофренопедагогика – обучение, воспитание и развитие детей с умственными отклонениями, логопедия – особенности развития и обучения детей с речевыми дефектами.
  • Частная педагогика. Сюда входят отдельные методики или частные дидактики, которые занимаются выявлением особенностей организации обучения по отдельным дисциплинам т.е. разрабатываются теории преподавания физики, математических наук и т.д.
  • История педагогики. Данная отрасль занимается вопросами формирования педагогики, как науки т.е. изучается история становления педагогики, периодизация ее развития, методы и технологии образования, применяемые в различные эпохи, связи, используемых методов обучения с этапом исторического развития общества.
  • Отраслевая педагогика. Она связана с изучением закономерностей воспитания, обучения и развития в отдельных отраслях: производственная педагогика, социальная педагогика, спортивная педагогика, военная педагогика.
  • Сравнительная педагогика – это отдельная отрасль педагогической науки, осуществляющая сопоставление закономерностей обучения и воспитания в различных отраслях и направлениях реализации педагогической деятельности. Данная отрасль дает представление о том, какие методы и принципы педагогики существуют в различных ее отраслях, как их можно применять в других педагогических направлениях деятельности и отраслях педагогической науки.

Связь педагогики с гуманитарными науками

В основе педагогики, а точнее ее методологии исследования лежат философские учения. Это объясняет тесную связь между педагогикой и философией.

Философия заложена в основу построения большинства теорий и концепций педагогики и ее отдельных отраслей. Связь этих наук можно отразить следующими положениями:

  1. Философия исследует сущность бытия и мироздания.
  2. Философия определяет место и роль человека в мировом пространстве.
  3. Философские убеждения закладываются в основу организации образовательного процесса: на них базируются его цели, задачи, содержание, методы организации и подведение итогов реализации.
  4. Сущность философского познания и ее идеология заложена в основу разработки методов осуществления образовательного и воспитательного процесса.
  5. Философия исследует сущностные характеристики процесса развития личности.

Помимо философии, педагогика имеет тесную связь с психологией. Эта связь, также, вполне закономерна. Ведь, психология занимается исследованием психики человека, возрастной динамики ее развития, механизмов реализации и функциональной роли психических процессов в общем развитии индивида.

«Система педагогических наук и связь педагогики с другими науками» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Психические особенности личности лежат в основе ее развития. От них зависит выбор индивидуальной траектории реализации образования и воспитания.

Психология также, как и педагогика имеет определенные отрасли. Наиболее тесно среди них, оказываются связанными с педагогикой возрастная психология и педагогическая психология. Эти науки занимаются исследованием возрастной динамики развития психических процессов и построением законов обучения и воспитания в соответствии с ними.

Педагогика имеет тесную связь с антропологией, которая исследует закономерности функционирования и устройство человеческого организма. Они необходимы для определения условий организации учебно-воспитательной деятельности, их воздействия на те или иные стороны развития организма.

Связь педагогики с медициной

Эта связь проявляется в выделении у педагогик отдельных отраслей: специальной или коррекционной педагогики и логопедии.

Медицинские исследования, необходимы педагогики для разработки методов и технологий воспитания, обучения и развития детей, имеющих разнообразные отклонения от нормального развития. Медицина дает педагоги терапию для детей с умственными отклонениями, детей, у которых имеются речевые дефекты, патологии органов слуха и зрения. Благодаря этим знаниям, коррекционная педагогика может создать систему мероприятий по коррекции данных отклонений и создании условий для оптимального прохождения, ребенком с различными отклонениями социализации, устранении трудностей в обучении и приобретении социальных навыков деятельности.

Медицина дает педагогики знания:

  • в области разработок коррекционных методик развития детей с умственной отсталостью;
  • в области применения логопедических упражнений и методик речевого развития детей с разными речевыми дефектами;
  • в области формирования методик педагогического обучения детей с нарушениями работы центральной нервной системы и, связанных с ними отклонений в работе органов слуха и зрения, органов дыхания и иных отклонений физического характера, которые не позволяют ребенку получать образование в нормальных заведениях образования;
  • в области разработки коррекционных методик обучения для детей, имеющих вторичные отклонения в развитии, вызванные первичными заболеваниями т.е. если у ребенка имеется умственная отсталость, синдром дауна, аутизм, то возникает развитие дефектов речи и иные дисфункции, психические нарушения, требующие целенаправленной коррекционной работы и создания условий для освоения образовательной программы;
  • в области применения знаний об особенностях протекания того или иного заболевания, его симптомах и динамики их развития, а также воздействии данного заболевания на процессы развития ребенка.
Дата последнего обновления статьи: 22.08.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot