Понятие системы образовательных стандартов
Образовательные стандарты – это цели воспитания и обучения, которые являются обязательными требованиями к образованию, и закреплены законодательно на федеральном уровне.
Образовательные стандарты России введены в 1992 году Законом «Об образовании». Согласно данному закону в России устанавливаются государственные образовательные стандарты, которые включают в себя три компонента: национально-региональный, федеральный и школьный.
В образовательных стандартах определен обязательный минимум учебных программ, максимальный объем учебной нагрузки на учащихся, а также требования, которые предъявляются к выпускникам различных образовательных учреждений.
Объектами образовательных стандартов являются: содержание, объем, структура, учебная нагрузка и уровень подготовки выпускников.
Таким образом, под образовательным стандартом понимают систему основных параметров, которые принимаются в качестве нормы образованности личности каждого учащегося и стремление к данной норме.
Требования и нормы, установленные образовательным стандартом, являются эталоном оценки качества образования.
Суть стандартизации образования
Введение образовательных стандартов обусловлено теми изменениями, которые происходили в сфере образования под давлением общественных и государственных преобразования. Переворот в России начала 90-х был кардинальным во всех областях. В связи с чем, изменились и требования к обучению и воспитанию личности. Сфера образования ориентируется на удовлетворение духовных потребностей каждого ребенка, а не на выполнение заказа со стороны государства. Исходя из этого, образовательные учреждения приобретают всё большую самостоятельность в выборе форм и методов обучения, а также в выборе содержания учебной программы.
Введение стандартизации образования обусловило так же переход многих школ в иной статус, стали появляться лицеи, гимназии и т.д. Многие учебные заведения перешли на новые учебные планы, стали более свободны в выборе образовательных дисциплин и учебников, занялись разработкой и внедрением авторских учебных технологий. Данные новшества и потребовали от государства принять меры по сохранению базового единства образовательного пространства, которое будет позволять всем гражданам гарантированный уровень образования, вне зависимости от учебного заведения и реализуемой на его базе образовательной программы. Именно государственный образовательный стандарт и является тем гарантом, который обеспечит единое образовательное пространство в стране.
Помимо указанного, причиной введения системы образовательных стандартов является желание России войти в систему международного образовательного пространства, с целью признания российского образования за рубежом.
Суть современной системы образовательных стандартов состоит в том, что они не включают учебный процесс в строгие рамки или шаблоны, а наоборот дают большие возможности для педагогического творчества. Система образовательных стандартов представляет собой только лишь обязательное ядро, вокруг которого педагоги разрабатывают и внедряют различные вариативные авторские программы, инновационные технологии обучения и т.д., тем самым делая процесс обучения актуальным и современным.
Система образовательных стандартов состоит из ряда стандартов, которые разрабатываются и обновляются (уточняются) не реже чем раз в десять лет. Каждый стандарт утверждается на федеральном уровне и является обязательным для исполнения на территории всей страны.
Компоненты системы образовательных стандартов
В системе образовательных стандартов выделяют следующие компоненты:
- Федеральный компонент. Данный компонент содержит в себе нормы, которые являются обязательными для исполнения на территории всей страны. Указанные нормы определяют и обеспечивают единство образовательного пространства в России.
- Национально-региональный компонент. Определяет стандарты и нормативы, которые входят в компетенцию конкретных регионов. Данные стандарты и нормативы разработаны с учетом национальных особенностей региона. Например, в республиках в учебные программы включают предметы по изучению родного языка и культуры, история и география родного края и т.д. Тем самым учитываются национальные потребности и интересы в сфере образования.
- Школьный компонент. Данный компонент включает в себя стандарты и нормы образования отдельного учебного учреждения. Школьный компонент формируется на основании федерального и национально-регионального, которые являются его фундаментом, и он не может им противоречить. Нормы и стандарты школьного компонента представляют собой основу, обязательную для исполнения каждой школой. Вокруг школьного компонента, школа уже сама определяет объем учебного времени, необходимого для изучения учебных предметов, глубину и характер их изучения.
Необходимо отметить, что федеральный компонент является неизменной частью системы образовательных стандартов, в связи с чем, он пересматривается крайне редко. В то время как национально-региональный и школьный компоненты являются вариативными и систематически пересматриваются и обновляются.
В 2001 году было принято решение о проведении эксперимента по переходу на двенадцатилетнее обучение. В связи с данным экспериментом был разработан еще один компонент системы образования – ученический. Данный компонент был внедрен в экспериментальные классы с первого по двенадцатый.
За счет часов ученического компонента реализуются новые формы и приемы организации образовательного процесса, обеспечивающие личностную ориентацию, включая организацию индивидуальной и групповой поисково-исследовательской работы, проектной и активно-двигательной деятельности обучающихся.