Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Основные функции государственного образовательного стандарта

Основные положения ФГОС

Определение 1

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – это совокупность обязательных для выполнения требований к образованию на определенном уровне, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовых актов.

ФГОС закреплен на законодательном уровне в ст. 7 Закона РФ «Об образовании» и ст. 5 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

В ст. 7 Закона РФ «Об образовании» выделены следующие наиболее значимые особенности законодательного определения места и роли ФГОС в образовании:

  • в РФ установлены государственные образовательные стандарты, которые состоят из федерального и регионального компонентов, а также компонента образовательного учреждения. РФ, представленная федеральными органами государственной власти, установила обязательный для изучения содержательный минимум основных образовательных программ, а также максимально допустимый объем учебной нагрузки учеников, требования к подготовке выпускников школ;
  • реализуя образовательные программы в отношении учащихся с отклонениями в развитии можно установить специальные государственные образовательные стандарты;
  • порядок разработки, утверждение и введение ГОСов определяет Правительство РФ, за исключением случаев, закрепленных в законах;
  • основные положения ГОСов, порядок их разработки и утверждение установлены федеральным законом;
  • ГОСы утверждаются не реже одного раза в 10 лет;
  • ГОСы – основа объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников, вне зависимости от формы получения образования.

Структура ФГОС

Одна из наиболее типичных черт современного российского ФГОС – это федеральный и национально-региональный компоненты, выделяемые в его структуре, чем отчетливо характеризуется федеративный характер образовательного законодательства и всей образовательной системы.

Федеральный компонент состоит из нормативов, обеспечивающих единство педагогического пространства РФ и интеграцию личности в систему мировой культуры. Он взаимосвязан с изучением дисциплин общекультурного и общегосударственного значения, например, русского языка, математики, философии и пр.

Национально-региональный компонент состоит из норм, соответствующих той части содержания образования, в которой отражается национальное и региональное значение культуры – родной язык, история края и пр.

Компонент образовательного учреждения содержит специфические черты рассматриваемого образовательного учреждения, давая ему возможность самостоятельной разработки и реализации образовательных программ и учебных планов.

Федеральный и национально-региональный компоненты включают:

«Основные функции государственного образовательного стандарта» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  • описание содержания образования на каждой его ступени, которое должно быть предоставлено учащемуся государством:
  • требования к минимально необходимому уровню подготовленности учащихся в рамках указанного объема содержания;
  • максимально допустимый объем учебной нагрузки по годам обучения.

Стандарт в содержательном аспекте предусматривает:

  1. Овладение базовыми понятиями и умениями, включающими:

    • узнавание и воспроизведение основных понятий изучаемой отрасли знания;
    • умение дать им определения;
    • раскрыть содержание понятия и его объем;
    • установить межпонятийные связи с соседними понятиями;
    • дать практическую интерпретацию понятию.
  2. Знание теорий, концепций и закономерностей науки, ее истории и методологии, проблем и прогнозов.

  3. Умение применить научное знание на практике в процессе решения познавательной или практической задачи в стабильной иди изменяющейся обстановке.

  4. Знание основного перечня общественных проблем и понимание своей роли в решении социальных, экономических, экологических, производственных, семейных, культурных и других вопросов.

  5. Овладение технологией непрерывного самообразования по разным отраслям знаний, науки и видам деятельности.

Впервые в РФ разработали образовательные стандарты в качестве целостной системы требований к образовательной системе всего государства. Стандарт второго поколения является целостной системой и обеспечивает необходимость системных изменений во всей деятельности образовательных учреждений по всей стране. Основой внедрения стандартов считают новую организационно-экономическую модель образования, призванную обеспечивать эффективность этой системы. Иными словами стандарт образования второго поколения обеспечивает баланс целей личности, государства и общества в системе образования.

Функции ГОСТов

Охарактеризовать государственные образовательные стандарты полностью невозможно без определения их роли и значимости в обществе и образовательной системе, что отражено функциями стандартов. Основными такими функциями являются:

  • критериально-оценочная, предполагающая, что стандарт представляет эталон, на которой ориентирован весь учебный процесс;
  • сохранение целостности образовательного пространства страны, то есть стандартами фиксируется объем и уровень полноценного базового образования в многообразии типов и видов учреждений образования;
  • повышение качества образования: стандартом задается уровень качества образования, необходимый для достижения;
  • обеспечение конституционного права граждан на полноценное образование, то есть государственным стандартам в системе гарантий прав на образование отведена важная роль;
  • гуманизация образования, предполагает, что стандартами открывается путь к получению многоуровневого образования, в котором содержание учебной программы может превысить нормы стандарта. Это стимулирует личностно-ориентированное обучение в соответствии с интересами, способностями и возможностями учащихся;
  • управление процессом и качеством образования предполагает использование стандартов органами управления образованием, чтобы создать эффективную систему контроля за качеством образования.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 10.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot