Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Система Е.Н. Ильина

Сущность системы Е.Н. Ильина

Замечание 1

Евгений Николаевич Ильин – педагог 84-й школы города Санкт-Петербурга, преподаватель литературы.

Основной вклад Е.Н. Ильина в современную отечественную педагогику состоит в том, что он разработал уникальную концепцию преподавания литературы. В основе системы Е.Н. Ильина лежит то, что литература как учебный предмет преподносится в виде нравственно-эстетического курса, который помогает каждому учащемся состояться как Человеку.

Основные классификационные параметры системы Е.Н. Ильина, заключаются в следующем:

  1. Уровень применения: частнопредметная
  2. Философская основа: гуманистическая
  3. Основной фактор развития: совокупность психогенного и социогенного развития
  4. Концепция усвоения: ассоциативно-рефлекторна с элементами суггестии
  5. Ориентация на личностные структуры эмоциональной сферы (СЭН)
  6. Характер содержания: совокупность обучения и воспитания, имеющая светский, гуманистический и общеобразовательный характер
  7. Тип управления: системы малых групп
  8. Организационная форма: классическая классно-урочная форма, имеющая групповые и индивидуальные элементы подхода.
  9. Подход к учащемуся: личностно-ориентированный
  10. Преобладающий метод обучения: объяснительно-иллюстративный с элементами диалога, имеющего направленность на творчество и проблемность
  11. Направление модернизации образования: демократизация и гуманизация педагогических взаимоотношений
  12. Категория учащихся: совокупность массовой и продвинутой категории

Основными целевыми ориентирами системы Е. Н. Ильина являются:

  • полноценное и всестороннее эмоционально-нравственное воспитание личности учащихся, осуществляемое в процессе обучения
  • преподавание литературы как своеобразного вида искусства.

Концептуальные положения и гипотезы

Концептуальными положениями и гипотезами системы, разработанной Е.Н. Ильиным, являются:

  1. Важным в обучении является усвоение основ наук, которые составляют фундамент всего обучения и создают предпосылки для формирования у учащихся научного мировоззрения, собственных взглядов и убеждений, необходимых для полноценного существования современному человеку.

  2. Обучение должно опираться в первую очередь на принцип гуманизации, который провозглашает о том, что нравственный потенциал содержат в себе книги.

  3. Урок должен быть построен на основании художественности, в соответствии с законами искусства. Важно соблюдать закон трех «О»:

    • очаровать ребенка книгой;
    • окрылить ребенка героем;
    • обворожить писателем.
  4. Необходимо опираться на принцип обучающего воспитания: «обучение не является доминирующим абсолютом, оно является всего лишь составной частью учебной программы».

  5. Важно не упускать из вида воспитание таких качеств личности как патриотизм, познавательная активность, потребность в самообразовании и саморазвитии, нравственность и эстетический вкус, уважение к труду.

  6. Девиз педагога «Идти к детям не только с темой учебного занятия, а с острой и актуальной проблемой».

  7. Общение с книгой намного важнее и значимее, чем выполнение учебно-теоретических упражнений и задач.

  8. Основой процесса нравственного воспитания личности учащихся должна быть направленность на «получение знаний через общение, не общение через знания».

  9. Личность педагога, его нравственный облик, убежденность, отношение к преподаваемому предмету, педагогическое мастерство оказывают большое влияние на формировании и развитие личности учащихся.

  10. Слово педагога должно быть чувственно и экспрессивно, только в этом случае можно будет донести научную мысль до детей.

  11. Необходимо соблюдать формулу личностного подхода «любить – понимать – принимать – сострадать – помогать».

  12. Одной из основ успешного урока является «метод духовного контакта». Большое значение в системе Е.Н. Ильина отводится наполнению (содержанию) учебного урока.

«Система Е.Н. Ильина» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Каждое литературное произведение, которое входит в учебную программу несет в себе определенную проблему. Проблемы могут быть нравственного, патриотического, чувственного и т.д. содержания. Для того, чтобы заинтересовать учащихся, необходимо показать им актуальность данной проблемы в рамках современного общества. Для этого:

  1. Необходимо так поставить вопрос или преподнести проблему, чтобы она была личностно значима для каждого ребенка.
  2. Каждый вопрос (проблема) необходимо обращать не ко всем учащимся в общем, а конкретно к учащимся данного класса или даже к определенному ученику.
  3. Ответ на поставленный вопрос или проблему должен содержаться не только в произведениях учебной программы, но и в дополнительной литературе, биографии автора и т.д.

Особенности методики

Замечание 2

Особенность методики системы Е.Н. Ильина в первую очередь заключается в том, что педагог призывает обучать предмету в соответствии с формулой «к анализу художественного произведения подходить через опыт личности каждого учащегося».

Введение учащихся в учебный материал необходимо осуществлять через проблему, вопрос или деталь. Тем самым создается мотивирующая ситуация, которая заставляет каждого ученика принимать участие в педагогическом процессе.

Форма урока фронтальная, но при этом важно помнить, что урок литературы подразумевает словесное обсуждение проблемы. Каждый ученик имеет право высказать свои мысли, предположения и чувства. Это поможет не только коллективно организовать поиск решения на поставленный вопрос, но значительно раскрепостит учащихся.

Учителю литературы необходимо помнить, что урок литературы – это:

  • процесс формирования человека, который подразумевает не просто работу над произведением, не просто отработку классных часов, а процесс духовного и нравственного развития каждого учащегося;
  • своеобразный процесс общения между педагогом и писателем, который представлен учащимся в виде искусства;
  • не холодные аргументы и факты, а чувственные и красочные открытия;
  • всегда совместная деятельность педагога и учащихся, в основе которой лежит творчество, духовность, нравственность и равенство межличностного общения.
Дата последнего обновления статьи: 29.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot