Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Самообразование как значимый компонент учебно-познавательной деятельности современного школьника

Определение 1

Самообразование – это регулярная деятельность по познанию окружающего мира, расширению и углублению, имеющих знаний и развитию способностей, а также их совершенствованию.

Самообразование отражает активную позицию личности к познавательному процессу, потребность в знаниях и стремление к собственному развитию.

Кроме того, самообразование является высшей формой самовыражения личности. в ней принимают участие все внутренние ресурсы и происходит реализация творческого потенциала личности.

Самообразование ориентирована на самостоятельное развитие учащегося, его подготовку к жизни, к познанию мира и ориентации в его процессах.

Самообразование является непременным условием развития каждого учащегося современного общества. Однако, развитие навыков самообразования является актуальной проблемой современного учебно-воспитательного процесса.

Самообразование. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Самообразование. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Проблемы самообразования учащихся

Современная система образования сталкивается с проблемой формирования у учащихся культуры самообразования и выработке готовности к личностному росту и развитию, самоопределению и самоутверждению. Что же обуславливает сложности данного процесса? Почему формирование навыков самообразования происходит так сложно и, в настоящее время, носит непродуктивный характер?

Дело в том, что в образовательном процессе возникает ряд проблем, тем или иным образом сказывающихся на развитии навыков самообразования учащихся. К этим проблемам относятся:

  1. Неразвитость познавательной мотивации учащихся, обусловленная недостаточным вниманием педагогов к данному процессу. Педагоги не используют в своей профессиональной деятельности оптимальные методы и технологии развития навыков самостоятельной работы, навыков интеллектуальной трудовой деятельности;
  2. Отсутствие системы развития междисциплинарных навыков учащихся. Педагоги не уделяют достаточное внимание формированию междпредметных умений и установлению связей;
  3. Неразвитая компетентность педагогов в области образования научных понятий и развития навыков их оптимального практического применения;
  4. Некомпетентность педагогов с части возрастной психологии. Педагоги недостаточно просвещены в вопросах развития психологических процессов на разных этапах обучения, а потому, неспособны применять оптимальные технологии по формированию у учащихся навыков саморегуляции, самоконтроля, сохранения здоровья;
  5. Перегруженность образования. Современный образовательный процесс переполнен большим объемом информации. Учащиеся испытывают постоянную перегруженность и отсутствие временных ресурсов для расширения и углубления своих знаний в интересующей области.
«Самообразование как значимый компонент учебно-познавательной деятельности современного школьника» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Решение данных проблем требует создания в образовательном процессе специальных условий, ориентированных на формирование у учащихся потребности в знаниях, выработку стремления к приложению усилий для познания и развития собственной личности.

Единство образования и самообразования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Единство образования и самообразования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Условия образовательной деятельности, ориентированные на развитие навыков самообразования у учащихся

Самообразование учащихся реализуется посредством соблюдения следующих условий образовательной деятельности:

  1. Перевод знаний в личностную потребность возможно реализовать только при грамотном руководстве этим процессом. Это выдвигает определенные требования к личности современного педагога, который должен обладать развитой эрудицией, творческим потенциалом, уметь организовывать образовательный процесс и управлять им, применять адекватный стиль педагогического общения.
  2. Формирование у учащихся установки на познание, его актуальность и необходимость на всех этапах обучения и перевод этой установки в жизненную необходимость т.е. выработку потребности в непрерывном познании, самопознании, развитии и саморазвитии.
  3. Учет возрастных и иных особенностей развития учащихся на каждом этапе обучения. Это требует применения определенных методов и технологий развития навыков самообразования.
  4. Развитие познавательных потребностей и их актуализация с самого начала школьного обучения. Если познавательные потребности не будут сформированы в этот период, то увлечение интеллектуальной деятельностью может не сформироваться в дальнейшем, что приведет к неуспеваемости, которая только разбудит пассивность, нежелание учиться и познавать.

Мотивы самообразования

В основе самообразования заложена познавательная потребность. Она является стимулом к познанию и механизмом психологической подготовки учащихся к самообучению и саморазвитию.

Стремление в познании окружающего мира, изучении основ его развития и функционирования является естественной потребностью личности. Чтобы превратить ее в познавательную потребность, необходимо применение механизмов по удовлетворению собственных мотивов. Эти механизмы должны быть использованы в образовательном процессе регулярно. Тогда они станут привычной деятельностью для каждого учащегося и откроют путь к самообразованию.

Основными мотивами самообразования выступают внутренние противоречия личности учащихся в их различных комбинациях:

  1. Возникающее несоответствие между необходимостью решения конкретной учебной задачи и уровнем знаний учащегося т.е. знаний оказывается недостаточно и требуется получение новых. Это стимулирует к самообучению и саморазвитию.
  2. Невозможность удовлетворения собственной познавательной заинтересованности, интереса к конкретной области знания в рамках школьной программы обучения. Учащемуся необходимо заняться поиском информации вне урока, вне учебной деятельности.
  3. Противоречие, возникающее между достигнутым уровнем развития учащегося, наличием у него знаний и навыков и новыми потребностями в получении знаний, более серьезных, более совершенных и глубоких для полноценного изучения конкретной дисциплины, конкретной научной области, а может даже отдельной темы исследования.
  4. Приемы и методы познания, применяемые на уроках, не всегда соответствуют тем интересам и направления развития, на которые ориентирован учащийся. Например, духовное обогащение или творческое развитие. Потому, он стремится к поиску новых способов познания и приемов обучения.
Дата последнего обновления статьи: 11.08.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot