Понятие и сущность педагогической рефлексии
В настоящее время уделяется большое внимание профессиональной рефлексии, в том числе и педагогической. Это связано с необходимостью совершенствования педагогического процесса и повышения его эффективности.
Рефлексия – это процесс переосмысления человеком самого себя, своих поступков, действий и продуктов своей деятельности.
Рефлексия – это предмет исследования в разнообразных областях человеческого знания, таких как философия, конфликтология, педагогика, психология и т.д.
Сущность рефлексии состоит в том, что она представлена мыслительной деятельностью и процессом сознания субъекта своей уже осуществленной деятельности. В процессе рефлексии человек вспоминает, выявляет, осознает проделанную работу, продукты своей деятельности и т.д.
Ряд авторов считают, что рефлексия является побудителем к осуществлению самостоятельной деятельности, проявлению творчества, изобретательности и, в целом, совершенствованию своего профессионального развития.
Одним из существенных факторов рефлексии, оказывающих влияние на ее эффективность, является многообразие ее форм, имеющих различное смысловое наполнение и значение.
Выделяют следующие направленности педагогической рефлексии:
- Рефлексия эмоционального состояния и настроения – подразумевает установление благоприятного эмоционального контакта между педагогом и группой, выявление степени удовлетворенности учащихся организованной учебной деятельностью.
- Рефлексия содержания учебной информации и материала – направлена на выявление уровня осознания учащимися содержания пройденного учебного материала и направленность на дальнейшее обучение.
- Рефлексия деятельности – осуществляется на разных этапах учебного занятия и заключается в осуществлении осмысления приемов и способов работы с учебным материалом, поиск наиболее эффективных и рациональных приемов работы с ним.
Таким образом, педагогическая рефлексия – это процесс практического мышления педагога, направленного на фиксирование участниками образовательного процесса состояния своего развития, саморазвития и причин этого.
Без осуществления рефлексивной проработки собственной профессиональной деятельности, концептуальные представления педагога обездвижены и как бы «рассыпаны» в сознании, все это не позволяет использовать их эффективно и целенаправленно в педагогической деятельности. Постоянный рефлексивный обзор собственной педагогической деятельности с точки зрения профессиональной практики позволяет педагогу стать более компетентным, повысить свое профессиональное мастерство.
Задачи педагогической рефлексии в зависимости от ее типа и вида
Задачи педагогической рефлексии весьма разнообразны и зависят от вида рефлексии, а также области ее научного исследования.
Кооперативная рефлексия.
Задачи:
- осуществление рефлексирования педагогической деятельности, посредством мысленного «высвобождения» субъекта из процесса;
- рефлексирование, как реализованной деятельности, так и планируемой;
- самоанализ этапов механизма рефлексирования.
Коммуникативная рефлексия.
Задачи:
- самоанализ эмпатийности педагогического общения;
- рефлексирование развитости общения между участниками педагогического общения;
- рефлексирование межличностного восприятия между педагогом и учащимися;
- осуществление смены представлений о субъекте педагогического процесса на адекватные, согласно конкретной ситуации;
- раскрытие индивидуальных психологических черт субъекта педагогического процесса;
- снижение противоречия представлений о субъекте педагогического общения и вновь открывающимися знаниями о нем.
Личностная рефлексия.
Задачи:
- исследование собственных поступков субъекта педагогического процесса;
- выявления и установление образа собственного «Я», как индивидуальности;
- осуществление процесса осмысления отношения субъекта к самому себе и собственному «Я»;
- выявление отношения других участников педагогического процесса к собственному «Я» субъекта, установление того как они видят его со стороны.
- самоопределение личности педагога;
- самопознание и постижение собственного «Я», модели поведения, педагогической деятельности и поступков, в зависимости от конкретной ситуации.
Интеллектуальная рефлексия.
Задачи:
- установление собственных знаний об объекте педагогического процесса и анализ способов действий с ним;
- рефлексирование собственной педагогической деятельности, с целью выявления наиболее оптимальных и эффективных методов обучения.
Задачи педагогической рефлексии в зависимости от ее типа:
Экзистенциальная рефлексия. Задачи:
- осуществление рефлексирования глубинных и экзистенциальных смыслов личности педагога;
- самоанализ различных эмоциогенных педагогических ситуаций.
Культурная рефлексия. Задачи:
- самоанализ собственной педагогической культуры;
- самоанализ собственного педагогического общения;
Саногенная рефлексия. Задачи: осуществление самоанализа эмоциональных состояний во время организации процесса обучения.
Логическая рефлексия. Задачи: самоанализ педагогического мышления и его вида.
Личностная и межличностная рефлексия. Задачи:
- самоанализ процесса собственного самообразования и развития аффектно-потребностной сферы педагога;
- осмысление отношений с другими субъектами педагогического процесса;
- самоанализ межличностной педагогической коммуникации.
Помимо перечисленных задач педагогической рефлексии, в зависимости от её типа и вида, большое значение имеют задачи рефлексии педагогического общения.
Задачи педагогической рефлексии, в зависимости от процесса педагогического общения:
Социально-перцептивная рефлексия.
Задача: переосмысление, перепроверка педагогом собственных представлений и мнений, которые у педагога сформировались об учащихся в процессе общения с ними.
Коммуникативная рефлексия.
Задача: осознание субъектом того, как его воспринимают, оценивают, относятся к нему другие («Я – глазами других»).
Личностная рефлексия.
Задача: осмысление собственного сознания и своих действий, самопознание