Рефлексия – полное сомнений, противоречий размышление; анализ собственного психического состояния.
Значение рефлексии для учащихся начальной школы
Обучение в начальной школе направленно не только на решение образовательных задач, но и на развитие у детей самодисциплины и самоанализа. Данные качества важны не только для усвоения знаний, но и имеют большое значение в приобретении детьми жизненного опыта. В настоящее время существует множество приемов, направленных на обучение оценивать самого себя, но одним наиболее емким и содержательным методом является рефлексия.
Современная педагогика под рефлексией понимает самоанализ деятельности субъекта и ее результатов.
Значение рефлексии для учащихся начальных классов имеет большое значение, так как она помогает им сформулировать полученные знания и оформить их в итоговый результат, определить дальнейшие цели обучения, скорректировать свой образовательный путь.
Рефлексия находится во взаимосвязи с другим важным действием – целеполаганием. Так, постановка учащимися целей своего обучения, их достижение и последующая рефлексия способствуют осознанию действенности тех способов, которые были использованы для достижения цели. Таким образом, рефлексия, для учащихся начальных классов – это не только итог, но и своего рода, стартовое звено для новой учебной деятельности и постановки новых целей. Использование рефлексии на уроках в начальных классах имеет большое значение для развития трех важных качеств, которые помогут ребенку стать полноценным членом современного социума:
- Самостоятельность. Рефлексия способствует тому, что не педагог отвечает за учащегося, а учащийся сам анализирует и осознает свои возможности и, исходя из этого, делает собственный выбор, несет ответственность за свою деятельность.
- Предприимчивость. Учащийся понимает и осознает, что именно он может предпринять в конкретной ситуации, чтобы изменить ее к лучшему. В случае неудачи или ошибки, не отчаивается, а оценивает ситуацию, исходя из новых условий, и ставит новые цели и задачи для успешного ее разрешения.
- Конкурентоспособность. Подразумевает умение делать что-то лучше, чем другие, находить выход из сложной ситуации более эффективно и быстро.
Важным при организации рефлексии на уроках в начальной школе является психологический подход, то есть педагогу необходимо создать такие условия, при которых учащийся будет иметь желание говорить о своем поведении и деятельности во время учебного занятия.
Рефлексия в начальной школе может быть реализована на любом этапе учебного занятия, по итогам изучение определенной темы, учебного предмета и т.д.
Выбор вида и типа рефлексии зависит от поставленной цели урока, содержания и сложности учебного материала, методов и способов обучения, индивидуальных особенностей учащихся.
Виды рефлексии в начальной школе и их направленность
Виды рефлексии:
- По содержанию: письменная или устная.
- По форме деятельности: коллективная, групповая или индивидуальная.
- По способу проведения: опрос, рисунок, анкетирование и т.п.
- По функциям: интеллектуальная, сенсорная, физическая
Большое внимание необходимо обратить на рефлексию по виду функции, то есть по виду взаимодействия педагога и учащихся. Так как именно они отражают основные сферы человеческой сущности:
- физическая: «тяжело-легко», «успел – не успел»;
- сенсорная: «интересно – скучно», «комфортно-дискомфортно»;
- интеллектуальная: «понял – не понял», какие затруднения испытал, что осознал и т.п.
- духовная: «созидал – разрушал», «стал лучше – хуже».
Необходимо отметить, что духовная рефлексия учащегося предполагает только письменную индивидуальную форму с сохранением конфиденциальности.
Учебной рефлексии на уроках в начальной школе могут подвергаться:
- Настроение и эмоциональное состояние учащихся, их ощущения и чувства в конкретной образовательной ситуации. Проводится вначале урока, с целью выявления эмоционального настроя учащихся на занятие.
- Деятельность учащихся. Анализ деятельности дает возможность осмыслить приемы и способы работы с учебным материалом, выделить наиболее эффективные и рациональные среди них. Этот вид рефлексии рационально использовать на этапе проверки домашнего задания или защите учащимися собственных работ.
- Содержание учебного материала. Данный вид рефлексии используется для выявления уровня осознания и усвоения пройденного учебного материала.
Разработка педагогом рефлексивной методики
При разработке рефлексивной методики педагогу необходимо учитывать:
- состав класса (группы), возрастные и индивидуальные особенности детей;
- особенности учебного предмета, изучаемой темы и типа урока;
- целесообразность и необходимость проведения данного типа рефлексии.
Правила организации и проведения рефлексии на уроках в начальной школе:
- Рефлексия, проводимая педагогом, должна быть не самоцелью, а подготовкой к развитию личностных качеств учащихся.
- Сам по себе процесс рефлексии должен быть многогранным, так как он предусматривает осуществление оценки не только себя самого, но и окружающими.
- Рефлексия на уроке в начальной школе – это совместная деятельность педагога и учащихся, направленная на совершенствование учебного процесса и преодоление трудностей.
- Процесс рефлексирования должен быть привлекательным для учащихся, так как однообразие и обыденность приводят к тому, что осуществление рефлексии становится предсказуемым и не интересным.
- Необходимо постоянно пополнять педагогическую копилку новыми приемами рефлексии.
Приступая к разработке рефлексивной методике, в первую очередь педагог должен сам для себя ответить на вопросы:
- Что я делаю?
- С какой целью?
- Каковы результаты моей деятельности?
- Как я этого достиг?
- Можно ли сделать лучше?
- Что я буду делать дальше?
Пока педагог задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только учащегося, но и педагога.