Понятие и виды рефлексии
Одним из основных принципов развивающего воспитания и обучения детей является принцип сознательности и активности. Активность ребенка в воспитательно-образовательном процессе проявляется в том случае, когда он в полной мере осознает цель обучения (воспитания) и его необходимость. Если каждое действие педагога понятно ребенку, то процесс обучения (воспитания) способствует его полноценному развитию. Именно поэтому важным и обязательным условием организации учебного процесса и создания развивающей среды является рефлексия.
Рефлексия – это процесс самоанализа и самопознания субъектом педагогического процесса собственного поведения, деятельности, внутреннего и эмоционального психологического состояния.
Осуществление рефлексии может быть на любом этапе учебного занятия. Вначале урока она направлена на выявление эмоционального настроя детей, в середине и в конце установление отношения к реализуемой педагогом деятельности, содержанию урока и собственного отношения к занятию.
Цель рефлексии в педагогике – осознание субъектом пройденного пути, усвоенного учебного материала, собственного эмоционального настроя и поведения.
Различают следующие виды рефлексии:
- Рефлексия эмоционального состояния и поведения – рациональнее проводить в начале учебного занятия, с целью установления эмоционального контакта между педагогом и детьми, выявления настроя детей на урок.
- Рефлексия деятельности – осуществляется с целью осмысления приемов и способов работы с учебным материалом, поиск наиболее эффективных методов работы.
- Рефлексия содержания учебного материала – направлена на выявления уровня усвоения учебного материала, осознания детьми содержания полученной информации.
Понятие метода рефлексии
Метод рефлексии – это метод, при условии применения которого образовательным результатом обучения становится только тот, который был осознан учеником.
Основная цель методов рефлексии – создание методологического каркаса осуществленной предметной деятельности, который в последующем будет применяться в силу своей эффективности и продуктивности.
Ведущими методами рефлексии, используемые педагогом для проведения, в коллективе и группе являются:
- Проблемно-поисковый метод
- Мотивации и стимулирование процесса обучения
- Моделирование
- Логические методы
- Метод контроля, который состоит из ряда следующих приемов: организация проблемных учебных ситуаций, постановка проблемных вопросов и задач, проведение проблемных опытов и исследований.
Большое значение для организации рефлексии является наличие у учащихся и педагога навыков рефлексирующей деятельности. Именно поэтому важно формировать и развивать рефлексивные умения посредством специально организованных учебно-познавательных занятий.
Рефлексивная деятельность учащихся (воспитанников) во время учебных занятий проявляется в виде рассуждений о том, как прошло занятие, какие знания были получены, как новые учебные знания связаны с изученными ранее, в чем состоит их ценность. На основании рефлексии учащихся педагог делает выводы о применении им методических приемов и способов работы, осознает собственную деятельность, дает ей оценку, при необходимости корректирует.
Основные методы рефлексии
Выделяют ряд основных методов рефлексии:
Метод личностной рефлексии.
Личностная рефлексии – это осознание собственного «Я», мотивов, способностей, целей и мышления в рамках педагогического процесса.
Метод личностной рефлексии рассматривается как одно из основных средств формирования адекватной самооценки, самоконтроля и самовоспитания, необходимых для личностного и профессионального роста педагога.
Использование методов личностной рефлексии является одним из главных средств развития ребенка. Метод личностной рефлексии включает в себя следующие приемы работы:
- Осуществление учащимися анализа окружающего мира и других участников педагогического процесса
- Анализ собственных личностных качеств, оценка своих «сильных» и «слабых» сторон
- Сопоставление переживаний себя на различных этапах жизни
Метод интеллектуальной рефлексии.
Метод основан на мышлении и его развитии в процессе обучения и воспитания. Основными факторами, подлежащими рефлексированию, является учебная деятельность, собственные умственные действия, поведение в различных учебных ситуациях и т.д.
Основой интеллектуальной рефлексии выступают мыслительные операции субъектов педагогического процесса.
Интеллектуальная рефлексия проявляется на уровне интеллектуального контроля, связана с осознанием собственных интеллектуальных качеств, формированием регулятивных мыслительных процессов и предполагает возможность произвольного управления своими когнитивными ресурсами.
Метод актуализации.
Данный метод рефлексии используется в определенных ситуациях.
Актуализация рефлексии осуществляется только в определенных ситуациях. В общем виде можно выделить такие учебные ситуации, стимулирующие рефлексивную деятельность учащихся на уроке:
- Анализ работы учащихся над проблемным содержанием задания, работа с новым учебным материалом, разнообразные проблемные учебные ситуации, поисковая и исследовательская деятельность.
- Групповое взаимодействие учащихся, реализуемое посредством диспута, дискуссии, группового обсуждения и т.д. В данном случае, педагог может не просто выслушать учащихся, понять их точку зрения, но и выявить аргументы «за» и «против», понять кто из учащихся в решении вопроса (проблемы) использует традиционные способы и приемы, а кто может выработать принципиально другие способы решения проблемы.
Таким образом, с педагогической точки зрения, цель рефлексии – вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее содержание, тип, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты.