Понятие, цель и задачи педагогической рефлексии
В настоящее время одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является рефлексия как анализ и познание педагогом собственной деятельности, сознания и поведения. То есть, рефлексия помогает педагогу посмотреть на себя и свою работу со стороны.
Цель рефлексии в педагогике рассматривается с двух сторон:
- Осуществление анализа собственного сознания субъектами педагогической деятельности, необходимого для разъяснения значений объектов и их конструирования.
- Осуществление понимания смысла межличностного общения участников педагогического процесса.
Исходя из целей, выделяют следующие виды рефлексивных процессов:
- самопонимание и понимание другого субъекта;
- самооценка и оценка других субъектов;
- самоинтерпретация и интерпретация других субъектов.
Рефлексия педагога – это самопонимание и переосмысление личного педагогического опыта.
Таким образом, педагогическая рефлексия – это способность педагога дать отстраненную оценку собственным поступкам и деятельности и понимать, как воспринимают его окружающие.
Значимость рефлексии заключается в том, что на современном этапе развития педагогика переходит от предметно-дисциплинарной модели обучения к творческой деятельности педагога.
В виду актуальности и востребованности педагогической рефлексии, разрабатываются технологии, направленные на формирование рефлексивных умений и профессиональной компетенции педагога.
Развитие педагогической рефлексии необходимо начинать с момента обучения будущих специалистов. Формирование и развитие педагогической рефлексии способствует осознанию смысла выбранной профессии, постепенной выработке индивидуальных критериев оценки себя и своей деятельности, стремлению к профессиональному самосовершенствованию и овладению критическим мышлением.
Критерии педагогической рефлексии
В педагогической рефлексии выделяют ряд критериев, каждый из которых имеет определенную цель.
Первый критерий педагогической рефлексии – наличие необходимого количества рефлексивных знаний.
Цель: формирование и развитие необходимых рефлексивных знаний.
Показателями рефлексивных знаний являются конфликтность и проблемность. Данный критерий подразумевает наличие трех уровней – средний, низкий и высокий, каждый из которых оценивается согласно глубине, дифференцированности и сложности имеющихся знаний.
Второй критерий педагогической рефлексии – отношение педагога к рефлексивной деятельности и педагогической рефлексии.
Цель: выявления уровня отношения педагога к реализуемой им рефлексивной деятельности.
Аналогично первому критерию, данный критерий так же имеет три уровня, основными признаками каждого уровня являются: рефлексивная действенность и деятельность педагога, позиция отношения педагога к осуществляемой работе.
Третий критерий педагогической рефлексии – рефлексивное поведение педагога.
Цель: анализ рефлексивного поведения педагога.
Данный критерий представлен такими показателями как: профессиональная адекватность и личностная ориентированность.
Условия организации педагогической рефлексии
Достижение целей педагогической рефлексии реализуется посредством соблюдения ряда правил:
Развитие педагогической рефлексии должно быть специально организованным. Приоритетным направлением рефлексивной деятельности педагога является ее целенаправленность. Только в этом случае будет достигаться поставленная цель.
В этом случае педагогической рефлексии присущи следующие характеристики:
- целенаправленность;
- преобразующий характер;
- предметность;
- осознанность;
- общность в способах и построении процесса деятельности;
- обязательность конечных результатов.
Наличие рефлексивной среды. Под рефлексивной средой понимается определенная система условий формирования и развития личности, которая раскрывает перед ней возможности самоисследования и самокоррекции. То есть среда способствует возникновению у личности потребности в рефлексии. Основная цель создания рефлексивной среды заключается в преодолении и снятии отчуждения педагога от учебного процесса, развитие профессиональной рефлексивности педагога, как одного из способов жизнедеятельности.
Активизация межсубъектных взаимоотношений между всеми участниками рефлексивной педагогической деятельности. Межсубъектные взаимоотношения между педагогом и учащимися являются наиболее ценными, так как обеспечивают единство действий участников учебного процесса. Результат межсубъектных отношений в рефлексивной деятельности представлен сотрудничеством, взаимопониманием и сотворчеством. Цель установления межсубъектных взаимоотношений в рефлексивной деятельности – это обеспечение установления между участниками единства целей и действий.
Актуализация рефлексивности педагога – отражение в рефлексивной деятельности позиции каждого из ее субъектов. Цель актуализации рефлексивности педагога – осуществление анализа актуализации собственной потребности в пересмотре своей профессиональной позиции. Соблюдение данного правила способствует личностному и профессиональному росту педагога, изменению и ломке стереотипов.
Использование образовательных программ по развитию профессиональной рефлексии.
Таким образом, понимание рефлексии помогает выйти на принципиально важное положение о том, что рефлексия является тем механизмом, посредством которого через выявление и анализ своих собственных действий педагог приводит к обоснованному решению педагогических задач и выходит на обобщение собственного опыта. Это положение приводит к выводу о необходимости развития у будущего педагога таких рефлексивных качеств, как самонаблюдение, самооценка, самоконтроль, саморазвитие и др.