Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Цель педагогической рефлексии

Понятие, цель и задачи педагогической рефлексии

Замечание 1

В настоящее время одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является рефлексия как анализ и познание педагогом собственной деятельности, сознания и поведения. То есть, рефлексия помогает педагогу посмотреть на себя и свою работу со стороны.

Цель рефлексии в педагогике рассматривается с двух сторон:

  1. Осуществление анализа собственного сознания субъектами педагогической деятельности, необходимого для разъяснения значений объектов и их конструирования.
  2. Осуществление понимания смысла межличностного общения участников педагогического процесса.

Исходя из целей, выделяют следующие виды рефлексивных процессов:

  • самопонимание и понимание другого субъекта;
  • самооценка и оценка других субъектов;
  • самоинтерпретация и интерпретация других субъектов.
Определение 1

Рефлексия педагога – это самопонимание и переосмысление личного педагогического опыта.

Замечание 2

Таким образом, педагогическая рефлексия – это способность педагога дать отстраненную оценку собственным поступкам и деятельности и понимать, как воспринимают его окружающие.

Значимость рефлексии заключается в том, что на современном этапе развития педагогика переходит от предметно-дисциплинарной модели обучения к творческой деятельности педагога.

В виду актуальности и востребованности педагогической рефлексии, разрабатываются технологии, направленные на формирование рефлексивных умений и профессиональной компетенции педагога.

Развитие педагогической рефлексии необходимо начинать с момента обучения будущих специалистов. Формирование и развитие педагогической рефлексии способствует осознанию смысла выбранной профессии, постепенной выработке индивидуальных критериев оценки себя и своей деятельности, стремлению к профессиональному самосовершенствованию и овладению критическим мышлением.

«Цель педагогической рефлексии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Критерии педагогической рефлексии

В педагогической рефлексии выделяют ряд критериев, каждый из которых имеет определенную цель.

Первый критерий педагогической рефлексии – наличие необходимого количества рефлексивных знаний.

Цель: формирование и развитие необходимых рефлексивных знаний.

Показателями рефлексивных знаний являются конфликтность и проблемность. Данный критерий подразумевает наличие трех уровней – средний, низкий и высокий, каждый из которых оценивается согласно глубине, дифференцированности и сложности имеющихся знаний.

Второй критерий педагогической рефлексии – отношение педагога к рефлексивной деятельности и педагогической рефлексии.

Цель: выявления уровня отношения педагога к реализуемой им рефлексивной деятельности.

Аналогично первому критерию, данный критерий так же имеет три уровня, основными признаками каждого уровня являются: рефлексивная действенность и деятельность педагога, позиция отношения педагога к осуществляемой работе.

Третий критерий педагогической рефлексии – рефлексивное поведение педагога.

Цель: анализ рефлексивного поведения педагога.

Данный критерий представлен такими показателями как: профессиональная адекватность и личностная ориентированность.

Условия организации педагогической рефлексии

Достижение целей педагогической рефлексии реализуется посредством соблюдения ряда правил:

  1. Развитие педагогической рефлексии должно быть специально организованным. Приоритетным направлением рефлексивной деятельности педагога является ее целенаправленность. Только в этом случае будет достигаться поставленная цель.

    В этом случае педагогической рефлексии присущи следующие характеристики:

    • целенаправленность;
    • преобразующий характер;
    • предметность;
    • осознанность;
    • общность в способах и построении процесса деятельности;
    • обязательность конечных результатов.
  2. Наличие рефлексивной среды. Под рефлексивной средой понимается определенная система условий формирования и развития личности, которая раскрывает перед ней возможности самоисследования и самокоррекции. То есть среда способствует возникновению у личности потребности в рефлексии. Основная цель создания рефлексивной среды заключается в преодолении и снятии отчуждения педагога от учебного процесса, развитие профессиональной рефлексивности педагога, как одного из способов жизнедеятельности.

  3. Активизация межсубъектных взаимоотношений между всеми участниками рефлексивной педагогической деятельности. Межсубъектные взаимоотношения между педагогом и учащимися являются наиболее ценными, так как обеспечивают единство действий участников учебного процесса. Результат межсубъектных отношений в рефлексивной деятельности представлен сотрудничеством, взаимопониманием и сотворчеством. Цель установления межсубъектных взаимоотношений в рефлексивной деятельности – это обеспечение установления между участниками единства целей и действий.

  4. Актуализация рефлексивности педагога – отражение в рефлексивной деятельности позиции каждого из ее субъектов. Цель актуализации рефлексивности педагога – осуществление анализа актуализации собственной потребности в пересмотре своей профессиональной позиции. Соблюдение данного правила способствует личностному и профессиональному росту педагога, изменению и ломке стереотипов.

  5. Использование образовательных программ по развитию профессиональной рефлексии.

Таким образом, понимание рефлексии помогает выйти на принципиально важное положение о том, что рефлексия является тем механизмом, посредством которого через выявление и анализ своих собственных действий педагог приводит к обоснованному решению педагогических задач и выходит на обобщение собственного опыта. Это положение приводит к выводу о необходимости развития у будущего педагога таких рефлексивных качеств, как самонаблюдение, самооценка, самоконтроль, саморазвитие и др.

Дата последнего обновления статьи: 10.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot