Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Интересные формы педагогической рефлексии

Определение 1

Рефлексия – это процесс самопознания человеком собственных внутренних психологических состояний, а также собственной деятельности и поступков.

Сущность педагогической рефлексии

Определение 2

Педагогическая рефлексия – это умение педагога осуществлять самоанализ своей деятельности и прогнозировать ее влияние на учащихся.

Цели педагогической рефлексии:

  • развивать и совершенствовать свои рефлексивные способности, на основании собственных индивидуальных особенностей и потребностей;
  • анализ реализуемой учебной деятельности, с целью установления ее эффективности и осуществление корректировки процесса.
  • выявление уровня усвоения учебного материла учащимися по итогам учебного занятия, раздела, темы и т.д.

Выделяют следующие виды педагогической рефлексии:

  1. Социально-перцептивная рефлексия – направлена на переосмысление и переоценку педагогом собственных знаний, представлений и мнение об учащихся (воспитанниках).
  2. Коммуникативная рефлексия – состоит в осознании педагогом собственного «Я» и того как его воспринимают другие участники педагогического процесса.
  3. Личностная рефлексия – осмысления и осознание собственных действий, самопознание себя как педагога.

Педагогическая рефлексия имеет ряд функций, которые состоят в следующем:

  • Проектировочная функция – осуществление моделирования и проектирования деятельности субъектов педагогического процесса.
  • Организаторская функция – исследование и выявление наиболее эффективных способов взаимодействия участников педагогического процесса в совместной деятельности.
  • Коммуникативная функция – реализация условий организации продуктивного общения между участниками педагогического процесса.
  • Смыслотворческая функция – направлена на формирование осмысленности педагогической деятельности и взаимодействия.
  • Мотивационная функция – подразумевает определение направленности совместной деятельности педагога и учащихся на получение конечного результата обучения.
  • Коррекционная функция – направлена на побуждение к повышению эффективности взаимодействия педагога и учащихся.
«Интересные формы педагогической рефлексии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Основные формы педагогической рефлексии

Педагогическая рефлексия представлена тремя основными формами, каждая из которых сформировалась в зависимости от функций, которые на нее возложены.

Ситуативная форма педагогической рефлексии – способность педагога анализировать ситуацию, происходящую в конкретный момент и соотносить в соответствии с ней свои действия. То есть данная форма рефлексии предполагаете такое мышление, которое позволяет педагогу быстро ориентироваться в ситуации и координировать свою деятельность в соответствии с меняющимися условиями.

Ретроспективная форма педагогической рефлексии – направлена на осуществление анализа уже пройденных событий, полученного результата. Самоанализ в данном случае направлен на получение профессионального опыта, выявление и последующее устранение ошибок, поиск причин их появления.

Перспективная форма педагогической рефлексии – подразумевает размышления педагога о его предстоящей профессиональной деятельности, мысленное формирование и выработку последовательности необходимых действий. Данная форма рефлексии способствует эффективному планированию будущей педагогической деятельности.

Одним из немаловажных условий организации педагогической рефлексии является наличие у педагога критического мышление. Исходя из представленных выше форм рефлексии, выделяют следующие виды рефлексивного мышления:

  1. Внтурисубъектные формы рефлексивного мышления:

    • корректирующая – направлена на подбор способов действий и адаптацию их согласно конкретным условиям;
    • избирательная – способствует выбору пути решения проблемы из ряда возможных вариантов;
    • дополняющая – представляет ряд дополнительных условий, направленных на усложнение рефлексирующих действий
  2. Межсубъектные формы рефлексивного мышления:

    • кооперативная – направлена на объединение ряда субъектов, для осуществление совместной рефлексирующей деятельности;
    • противодействующая – представляет собой средство борьбы с педагогическими проблемами;
    • состязательная – применяется с целью осуществления партнерского соперничества.
Замечание 1

Способность к рефлексивному мышлению – это одно из важнейших качеств педагога, так как, благодаря ему, он способен осуществить анализ собственных действий и чувств.

Некоторые интересные формы педагогической рефлексии различной направленности

Организация разнообразных форм педагогической рефлексии зависит от стоящих перед педагогом целей.

Формы педагогической рефлексии выявления эмоционального состояния и настроения учащихся.

Упражнения «Дерево настроения», «Комплимент», «Острова», «Рефлексивный ринг».

Назначение - Фиксация уровня эмоционального состояния перед занятием, после занятия, в начале учебного дня или в его конце.

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно с целью установления эмоционального контакта с классом в начале урока и в конце занятия для закрепления его благоприятного исхода деятельности.

Форма педагогической рефлексии деятельности учащихся.

Упражнения «Анкета-газета», «Все у меня в руках», «Голодный или сытый?», «Инсерт», «Уборка в доме».

Назначение – получение обратной связи с учащимися по итогам прошедшего урока.

Рефлексия деятельности помогает оптимизировать учебный процесс. Ученики с её помощью осмысливают свой образ работы с учебным материалом (методы, приёмы, упражнения).

Форма педагогической рефлексии содержания учебного материала.

Упражнения «Рыбий скелет», «Фишбоу», «Шесть шляп мышления», «Таблица ЗХУ», «Синквейн»,

Назначение – структурирование учебного процесса, выявление и устранение возможных проблем.

Рефлексия содержания учебного материала способствует оптимизации его подбора и представления учащимся.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 10.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot