Сущность педагогического взаимодействия
Педагогическое взаимодействие – это способ организации образовательного процесса, в ходе которого реализуется построение взаимоотношений между его субъектами: педагогом и учащимся.
Процесс педагогического взаимодействия ориентирован на развитие личности учащегося или воспитанника. Он обусловлен образовательной деятельностью, ее целевым назначением, организацией учебно-воспитательной работы, воспитанием и обучением.
Педагогическое взаимодействие является принципом организации образовательной деятельности и лежит в основе построения эффективного, целеориентированного обучения.
Рисунок 1. Педагогическое взаимодействие. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В основе педагогического взаимодействия лежит сотрудничество, т.е. субъекты взаимодействия действуют сообща для достижения целей и задач образования и стремятся соблюдать нормы педагогического взаимодействия, правила этикета и нравственные ориентиры в своей деятельности.
Обязательным условием становления любого педагогического взаимодействия, является наставничество, т.е. педагог, родитель выступает в роли наставника, направляя деятельность учащегося в нужное русло и формируя ее образовательные и воспитательные ориентиры.
Педагогическое взаимодействие состоит из двух основных компонентов:
- Педагогическое воздействие.
- Реакция воспитанника на педагогическое воздействие.
Рисунок 2. Педагогическое взаимодействие. и воздействие Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Педагогическое взаимодействие реализуется в познавательной, трудовой, воспитательной деятельности, в игре и в общении. Оно проникает в личностную сферу его участников и становится важной частью их развития.
Формы реализации педагогического взаимодействия
Педагогическое взаимодействие реализуется в следующих формах:
- Индивидуальное взаимодействие. Такое взаимодействие отражает взаимоотношения, возникающие между педагогом и учащимся в ходе прохождения образовательной деятельности. Эти отношения зависят только от желания данных субъектов, их заинтересованности в них, индивидуальных особенностей и возможностей данных участников взаимодействия.
- Коллективное взаимодействие. Оно устанавливается между педагогом и учащимися, а также между участниками образовательного коллектива. Такое взаимодействие носит социально-психологическую ориентацию и имеет иной, отличающийся от индивидуального, характер. Коллективное взаимодействие реализуется, как в ходе отдельного учебного занятия, так и во внеурочной и досуговой деятельности. взаимодействие становится педагогическим, если оно имеет педагогическую направленность т.е. ориентировано на решение образовательных задач и всестороннее развитие личности субъектов взаимодействия.
- Интегральное взаимодействие. Такое взаимодействие связано с объединением воспитательных и образовательных ресурсов и воздействий. Это может быть объединение семейного и дошкольного воспитания, интеграция разных методов и средств воспитания.
Коллективная работа на уроке как форма реализации педагогического взаимодействия
В основе построения педагогического взаимодействия лежит совместная деятельность. Она может быть организована в виде индивидуальной или коллективной работы на учебном занятии.
Коллективная работа осуществляется в двух видах:
- Единая работа. Она предполагает разделение учащихся на небольшие группы и предоставление каждой группе одинаковых заданий. Все группы должны получить одинаковые результаты при решении, поставленной задачи.
- Дифференцированная работа. Она предполагает разделение учащихся на группы и предоставление каждой группе своего персонального задания, которое несходно с заданиями других групп, но связано с общей целью учебного занятия.
Групповая работа хороша тем, что она формирует основы социального взаимодействия. Учащиеся объединяются в группы и действуют в едином направлении – достижение общей цели, решение, поставленной задачи. Они учатся принимать совместные решения и действовать сообща. Такая совместная групповая деятельность является педагогическим взаимодействием, поскольку она ориентирована на решение образовательных целей и задач.
Организация групповой учебной деятельности имеет поэтапную структуру. Она предполагает:
- Подготовительный этап. Он связан с обозначением педагогом цели учебного занятия, формулированием его темы, разбивкой учащихся на группы и стимулированием их к реализации групповой деятельности и группового взаимодействия. Педагог дает каждой группе задания и направляет на правильный путь их выполнения.
- Основной этап. Он связан с групповой работой учащихся, направленной на решение, поставленной задачи. В ходе этой деятельности реализуется педагогическое взаимодействие между учащимися: они сотрудничают, действуют сообща для достижения единой цели, несут взаимную ответственность.
- Заключительный этап. Он представляет собой компонент фронтальной работы. Учащиеся представляют педагогу свое решение, поставленный задачи, аргументируют его и доказывают его достоверность. При этом, остальные учащиеся, слушают ответы, расширяют и углубляют свои знания в той или иной области. На данном этапе осуществляется оценка учащимися своей работы, работы других учеников. Они учатся оценивать эффективность их коллективного взаимодействия, ориентированного на достижение единой цели деятельности.
На всех этапах организации групповой работы педагог является непосредственным участником и организатором педагогического взаимодействия. Он устанавливает его с учащимися с подготовительного этапа работы и продолжает в ходе сопровождения деятельности и подведения итогов.
При организации коллективной учебной деятельности учащихся, педагогу необходимо:
- Учитывать характер взаимоотношений, существующих в коллективе учащихся;
- Учитывать симпатии и антипатии отдельных учащихся;
- Учитывать мотивы межличностных предпочтений;
- Оценивать готовность учащихся к сотрудничеству;
- Формировать небольшие группы учащихся: 5-7 человек;
- Оценивать потенциальные угрозы развития конфликтов и своевременно их предотвращать.