Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Психологическая характеристика педагогической деятельности

Все предметы / Психология / Психологическая характеристика педагогической деятельности

Сущность педагогической деятельности

Определение 1

Педагогическая деятельность – это направленное воздействие педагога на ученика с целью обучения и воспитания.

Человек воспитывается и обучается на протяжении длительного периода жизни. Учебная деятельность становится основным видом деятельности в младшем школьном возрасте, потом человек учится в вузе, а после вуза происходит его дальнейшее обучение в процессе трудовой деятельности.

В процессе обучения человек получает не только знания, но и умения.

Предметом педагогической деятельности является организация процесса образования, который включает в себя обучение и воспитание.

Следует отметить, что воспитание может являться фактором любого вида деятельности, а не только обучения.

Важным аспектом педагогической деятельности является организационная сторона, т.е. формирования образовательной среды или необходимость организации оптимальных условий для развития личности каждого обучающегося. Она подразумевает такие условия преподавания и обучения, как материально-техническое оснащение, а также комфортность материальной среды, учитывающей потребности и мнения всех участников педагогической деятельности.

На сегодняшний день актуальной проблемой остается взаимодействие участников педагогической деятельности. Известным фактом является то, что результативность обучения зависит от уровня активности участников данного процесса и реализации их творческого потенциала, на которые, в свою очередь, влияет система отношений. Она определяет социально-психологическую сторону обучения.

Следующей характеристикой педагогической деятельности является психологический климат в коллективе. Он отражает эмоционально-психологическое настроение коллектива, на которое влияют личные и рабочие отношения между членами этого коллектива, определяемые моральными ценностями и интересами. Маркерами благополучного психологического климата в коллективе являются понимание, уважение, открытость, сплоченность, поддержка и т.д. Они являются параметрами удовлетворенности ученика, педагога, родителей и администрации в системе отношений.

Готовые работы на аналогичную тему

Управленческая сторона выражает целостность всех компонентов педагогической деятельности, так как управление занимается формированием связей и коммуникаций между всеми ее компонентами.

К основным компонентам педагогической деятельности относят:

  • Социально-детерминированные цели обучения, которые объединяют цели педагогов, родителей, учеников, но на практике реализуются педагогами;
  • Содержание обучения;
  • Дидактические условия;
  • Формы деятельности педагогов и учащихся;
  • Методы деятельности педагогов и учащихся;
  • Анализ или самоанализ результатов обучения.

Принципы и функции педагогической деятельности

К основным принципам педагогической деятельности относят:

  • Определение и осознание целей обучения;
  • Соответствие содержания образования потребностям обучающихся;
  • Соответствие форм и методов обучения возможностям и потребностям обучающихся;
  • Организация взаимодействия педагога и обучающегося, предоставление возможности обучающимся проявлять инициативу, самостоятельность, активность;
  • Реализация контроля и оценки результатов обучения.

Основные функции педагогической деятельности

Целеполагающие функции.

Данные функции соотносятся с дидактическими, академическими, авторитарными и коммуникативными способностями педагога, его профессиональной подготовкой в плане обеспечения возможности выявлять определенную стадию развития своих способностей и прицельно работать над формированием только тех, которые недостаточно выявлены. К ним относятся:

  • Ориентационная функция;
  • Развивающая функция;
  • Мобилизующая функция;
  • Информационная функция.

Организационно-структурные функции.

Указанные функции соотносятся с академическими, перцептивными, речевыми и коммуникативными способностями личности. К ним относятся:

  • Конструктивная функция. Подразумевает отбор учебного материала, который обязателен для усвоения обучающимися, для проектирования деятельности обучающихся и проектирования своей собственной будущей деятельности;
  • Организаторская функция. Подразумевает организацию процесса подготовки и донесения информации обучающимся, организацию определенных видов деятельности обучающихся и педагогов;
  • Коммуникативная функция. Подразумевает адекватное взаимодействие с обучающимися, коллегами и руководством;
  • Гностическая функция. Подразумевает деятельность педагога по изучению, и диагностированию педагогических объектов и явлений.

Закономерности педагогической деятельности

Выделяют следующие закономерности, которые присущи педагогической деятельности:

  1. Единство и взаимообусловленность процессов обучения и развития.

    Если процесс обучения чересчур опережает процесс развития личности, то вероятность положительного результата от его реализации кройке мала. Это обусловлено тем, что ученик не будет воспринимать преподносимую ему информацию, так как он не подготовлен для этого;

  2. Воспитывающий характер обучения.

    Он предусматривает наличие факта воспитания в самой организации урока. Из этого следует, что не нужно вводить искусственно элементы воспитания на уроке, так как они могут озадачить обучающихся. Большее внимание следует уделить организации самого процесса обучения;

  3. Деятельность как основа формирования личности.

    Вне деятельности формирование личности не происходит, но и не любая деятельность приводит к становлению личности, поэтому значимую роль играет организация такого вида деятельности, который будет учитывать интересы и потребности обучающихся и в тоже время способствовать формированию нравственно-ценные качества личности.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Kristina Александровна Papoyan

Эксперт по предмету «Психология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис