Личностно-ориентированный подход в процессе обучения
Личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, которая дает возможность через опору на взаимосвязанные понятия, идеи и способы действия, обеспечивать и поддерживать процесс самопознания, самостроительства и самореализации личности, развивать неповторимую индивидуальность каждого ребенка.
Личностно-ориентированный подход в педагогических учебниках рассматривают как один из наиболее значимых принципов обучения. Рубинский Е.С. рассматривал значение личностной направленности как общепедагогический и дидактический принцип и приводил его обоснование.
- во-первых, личностно-ориентированный подход подчеркивает необходимость систематически учитывать социально-типические и индивидуально-неповторимые личностные черты каждого учащегося;
- во-вторых, индивидуальный подход нужен каждому учащемуся без исключений;
- в-третьих, индивидуальный подход – активный, формирующий и развивающий принцип, который предполагает творческое развитие индивидуальных черт учеников.
Индивидуализация обучения – это организация образовательной деятельности с применением любых доступных методов и форм, учитывающих индивидуальные особенности учащихся.
Индивидуальными особенностями, на которых должен базироваться педагог, выступают мышление, восприятие, память, речь, темперамент и характер, воля и их особенности.
Учитывая возрастание уровня знаний учеников современной школы, разнообразие их интересов, учителю необходимо такое же разностороннее развитие: не только в области своей предметной области, но и в политике, искусстве, общей культуре, так как педагогу необходимо быть примером для детей и образцом нравственности, носителем человеческих ценностей и достоинств.
Основной целью личностно-ориентированного подхода выступает сохранение и развитие индивидуальности детей, воспитание такого человека, который будет представлять неповторимую и уникальную личность.
Личностно-ориентированный подход на уроках ОБЖ
Перед каждым учителем, работающим в школе, не зависимо от категории учеников, обязательно встает масса проблем, над решением которых он трудиться всю свою педагогическую карьеру. Такими проблемами могут выступать:
- обеспечение успешности каждого ученика в процессе учебы;
- сохранение и укрепление здоровья ребенка при организации его учебной деятельности;
- обеспечение не механического усвоения определенного объема знаний, а приобретение каждым учеником социального опыта в процессе учебных занятий.
Личностно-ориентированный подход на уроках ОБЖ рассматривается в качестве специфической педагогической деятельности, направленной на создание учащимся оптимальных условий для развития и реализации их потенциальных возможностей, самостоятельности и способности самообразовываться, формировать культурную безопасность.
Реализацию личностно-ориентированного подхода осуществляют на уроках и во внеурочное время.
Личностно-ориентированный урок ОБЖ в отличие от традиционного урока может менять тип взаимодействия в системе «ученик-учитель» от командного стиля к сотрудничеству. Учитель в ходе урока ориентируется не только на анализ результатов, а еще и на процессуальную деятельность учащихся. Ученик занимает позицию от прилежного исполнительства до активного творчества, как поиска оптимального решения в учебной чрезвычайной ситуации. Мышление учеников – рефлексивное, то есть нацеленное только на результат – сохранить жизнь и здоровье.
Главной особенностью личностно-ориентированного подхода на ОБЖ является то, что учителю необходимо не только давать определенный объем знаний, но и создавать ряд оптимальных условий для развития детской личности в процессе учебно-познавательной деятельности.
Чтобы успешно реализовывать принципы личностно-ориентированного подхода в курсе ОБЖ эффективно использование таких методов и технологий обучения, которые позволят личности самостоятельно выстраивать свои знания, активно и творчески их использовать в жизни в качестве собственного приобретения личностного развития.
В связи с этим особое значение отводится оригинальным методам обучения, в частности, максимальному использованию реальных жизненных ситуаций.
Основа данной методики включает ряд принципов:
- вариативность – использование в обучении не однотипных и равных для всех, а разных моделей обучения, выбираемых на основании индивидуальных особенностей детей и их опыта;
- синтез интеллекта, аффекта и действия – использование таких технологий обучения, которые вовлекут детей в процесс познания, совместных действий и эмоционального освоения мира;
- приоритетный стандарт – необходимость вовлекать детей в такие виды деятельности, которые им интереснее и предпочтительнее.
Один из эффективных методов личностно-ориентированного обучения на ОБЖ – ситуационные задачи. Их применение помогает создавать педагогические ситуации общения на уроках, позволяя каждому ученику проявить инициативность, самостоятельность. Стимулирует учеников использовать методы решения предлагаемой проблемы, основываясь на личных знаниях и жизненном опыте.
К другим активным способам применения личностно-ориентированного подхода в обучении ОБЖ относят дидактические игры, воспитательный и обучающий потенциал которых практически неисчерпаем. Дидактические игры помогают достичь дидактические, развивающие, социализирующие и воспитательные цели урока.
Разрабатывая личностно-ориентированный подход на ОБЖ необходимо четко понимать, что успех обучения зависит от того, насколько ясно и четко в нем будет прописана технология организации процесса учебной деятельности, как для учителя, так и для учащихся. Поэтому, разрабатывая и внедряя личностно-ориентированный подход в обучении необходимо уделять особое внимание технологии его осуществления.