Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие творческих способностей младших школьников в учебной деятельности

Определение 1

Творческие способности – это навыки созидательной деятельности, умения воплощать креативные идеи на практике.

Творческие способности являются основой развития современного ребенка. Навыки творческой деятельности обуславливают успешность личности в учебной, профессиональной и иных сферах деятельности. Быстро меняющиеся темпы развития современного общества требуют от его членов навыки формулирования необычных идей, нестандартных подходов к решению обыденных задач. Это приводит к необходимости развития креативного мышления учащегося. Его необходимо развивать с начала школьного обучения, чтобы создать прочный фундамент его творческого развития.

Условия развития творческих способностей учащихся начальной школы

Чтобы развивать творческие способности младшего школьника, необходима реорганизация всей учебной деятельности. Она должна выстраиваться по определенным параметрам.

Для развития творческих способностей необходимо соблюдать следующие условия организации учебного процесса:

  1. Признание учащегося активным субъектом образовательного процесса. Учащийся начальной школы должен стать активным субъектом обучения, в ходе которого он имеет возможность удовлетворить свои потребности, самореализоваться и самоутвердиться, сформировать свой образовательный маршрут, отвечающий его способностям, возможностям и потребностям, а также, имеющемуся потенциалу развития.
  2. Создание комфортного психологического микроклимата в учебном заведении. Учащийся должен чувствовать себя комфортно в учебном процессе. Он должен чувствовать свою значимость с учебном процессе, уважение к себе и потребность общества в его развитии и достижении образовательных успехов. Если ребенку некомфортно в школе, если он не чувствует себя важным и желанным участником обучения, если он не видит одобрения своих достижений и прилагаемых усилий, то это формирует негативную реакцию на познавательный процесс, что отрицательно сказывается на раскрытии творческого потенциала его личности. Напротив, ребенок закрывается и не желает самореализовываться. Поскольку, младшим школьника присуща повышенная эмоциональность, то требуется сформировать доверительную и доброжелательную атмосферу в учебном заведении и на каждом учебном занятии.
  3. Использование разных форм и методов организации учебной деятельности. Вариативность методов и средств обучения повышает творческую активность младших школьников.
  4. Акцентирование внимания на воспитании внутренней мотивации учащегося к познанию. Если ребенок испытывает познавательную потребность, заинтересован в изучении чего-то нового, то он будет испытывать эмоциональный подъем в учебном процессе, что, в свою очередь, активизирует творческую ориентацию деятельности.
  5. Использование межпредметных связей на уроках. Творческие задания должны охватывать разные области знаний, чтобы стимулировать креативное мышление учащегося.
  6. Соблюдение педагогического такта. Необходимо адекватно реагировать на неудачи учащихся и тактично оказывать помощь в решении, поставленных задач, направляя на самостоятельную деятельность и активность.
  7. Формирование ситуации успеха. Педагог дает задания всем учащимся и оценивает успешность его выполнения, независимо от избранных методов и средств.
  8. Акцентирование внимания на самостоятельной деятельности учащегося. Задания должны быть доступными для выполнения конкретным учащимся, но сложными. Это мотивирует к творческой ориентации деятельности.
  9. Систематичность творческого обучения. Творческие задания должны стать компонентами изучения каждой дисциплины и регулярно использоваться на уроках. Периодический характер творческой деятельности не способствует ее развитию.
  10. Вариативность творческих заданий. Необходимо использовать разные по степени сложности, по направлениям деятельности и по условиям реализации творческие задания.
«Развитие творческих способностей младших школьников в учебной деятельности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Развитие творческих способностей младших школьников. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Развитие творческих способностей младших школьников. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Факторы отбора творческих заданий

Творческие задания по любой учебной дисциплине формируются на основании применения проблемного подхода в обучении. Задание представляется в виде проблемы или противоречия, для разрешения которого необходимо выдвинуть новаторскую идею.

Творческие задания формируются на основании следующих факторов:

  1. Содержание заданий должно соответствовать творческим способностям содержания дисциплин начальной школы.
  2. Творческие задания должны основываться на уже решенных обществом дилеммах.
  3. Отражение творческой активности учащихся в задании.
  4. Каждое творческое задание имеет свою функциональную роль.

При этом необходимо соблюдать ряд важных условий при выборе творческого задания для конкретного урока:

  1. Условия творческого задания должны соответствовать развитым способам творчества младшего школьника и находится в «зоне его ближайшего развития»;
  2. Возможность выбора различных методов и средств для решения данного творческого задания;
  3. Задания должны отражать реальный уровень развития каждого отдельного учащегося и соответствовать его творческим способностям;
  4. Творческие задания должны выбираться с учетом возрастных особенностей развития младших школьников и их индивидуальных параметров развития;
  5. Наличие коммуникативного компонента в творческом задании. Поскольку, творческие задания строятся в форме проблемных ситуаций, то они требуют проведения обсуждения по возможным вариантам решения проблемы (это актуально для групповых и коллективных творческих заданий).

Разновидности заданий на развитие творческих способностей

К заданиям творческого характера относятся:

  1. Задания с лимитированным временным периодом выполнения. Такие задания организуются в быстром темпе и ориентированы на развитие навыков концентрации внимания. Как правило, они представлены в виде вопросов, требующих незамедлительного ответа;
  2. Упражнения репродуктивного характера. Они активизируют работу психических процессов организма;
  3. Упражнения интегративной направленности. Они объединяют несколько областей знаний и требуют активной творческой работы учащегося;
  4. Неординарные, неожиданные вопросы.
Дата последнего обновления статьи: 04.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot