Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения

Характеристика творческих способностей младших школьников

Определение 1

Творческие способности – это комплекс возможностей ребенка созидать нечто новое.

В настоящее время в педагогике, придерживаются мнения, что творческие способности являются самостоятельным фактором, а развитие творческих способностей является результатом обучения творческой деятельности учащихся.

Выделяют следующие компоненты творческих способностей младших школьников:

  1. Творческое воображение
  2. Творческое мышление
  3. Применение различных методов и способов организации творческой деятельности.

Успешность развития творческих способностей учащихся младших классов во многом зависят от развитости следующих умений:

  1. Классификация предметов, объектов, ситуаций и явления по основаниям.
  2. Установка причинно-следственных связей.
  3. Выявлять и устанавливать взаимосвязи между объектами и системами.
  4. Изучать и исследовать систему, особенности ее развития.
  5. Прогнозировать и делать предположения прогнозного вида.
  6. Определять не только схожие черты, но и противоположные черты предметов и объектов.
  7. Не только выявлять противоречия, но и формулировать их словесно.
  8. Различать противоречия в зависимости от свойств объекта, а также во времени и пространстве.
  9. Представлять мысленно разнообразные пространственные объекты.
  10. Использоваться для ориентации различные системы, представлять их в воображении.
  11. Мысленно представлять объект, в соответствии с выделенными характерными признаками.

Данные умения являются основной способностей системы диалектического мышления, а также продуктивного пространственного произвольного мышления.

Опыт творческой деятельности детей младшего школьного возраста является самостоятельным структурным элементом содержания организуемого в начальной школе образовательного процесса. Он предполагает:

  1. Умение переносить полученные ранее знания в новые ситуации.
  2. Умение самостоятельно увидеть и сформулировать суть проблемы, разработать пути ее разрешения.
  3. Умение комбинировать разнообразные знания и умения, для решения новой проблемной ситуации.

Таким образом, творческие способности детей младшего школьного возраста представляют собой продуктивную форму деятельности ребенка, направленную на овладение творческим опытом создания, познания, использования и преобразования в новом качестве объектов духовной и материальной культуры в процессе организованной педагогом образовательной деятельности.

Творческие задания в начальной школе

Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста осуществляется в рамках специально организованного образовательного процесса. С этой целью педагогом используются разнообразные творческие задания.

«Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Определение 2

Творческие задания – это задания, которые требуют от учащихся творческой деятельности, предполагающей самостоятельный поиск способов решения, наличие умения применять свои знания в различных ситуациях и новых условиях, создавать нечто новое и необычное.

Успешность развития творческих способностей у учащихся младших классов, во многом зависит от того, какой материал подобран педагогом, на какой основе составлены задания.

В настоящее время в учебных пособиях для развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста, содержат задания, следующего характера:

  1. Творческие задания, представленные сочинениями, изложениями, рисунками, поделками и т.д.
  2. Творческие задания, направленные на развитие у младших школьников интуиции. Данные задания предполагают наличие нескольких вариантов решения.
  3. Творческие задания, решение которых требует от учащихся использования нескольких методов одновременно, либо в определенной последовательности.
  4. Творческие задания, которые содержат в себе элементы моделирования, требующего от детей проявления креативности и приемов фантазирования.

Однако необходимо отметить, что все реализуемые в начальной школе учебные программы, не предусматривают прямого развития творческих способностей у детей.

Для того, чтобы задания были эффективны в развитии у детей младшего школьного возраста творческих способностей, они должны соответствовать ряду требований:

  1. Открытость – подразумевает содержание противоречия или проблемной ситуации.
  2. Полное соответствие выбранным методам и условиям творчества.
  3. Предоставление учащимся возможности разрешить проблемную ситуацию различными способами.
  4. Учет возраста учащихся, индивидуальных особенностей, уровня интеллектуального развития, творческих возможностей и потребностей.

На основании данных требований педагогом может быть разработана эффективная программа, которая будет включать в себя систему творческих заданий, направленных на развитие у детей младшего школьного возраста творческих способностей, а также их общего развития.

Замечание 1

Система творческих заданий, направленных на развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста, должна включать в себя следующие компоненты: содержательный, целевой, результативный и деятельностный.

При подборе творческих заданий следует учитывать два фактора:

  1. Творческая деятельность детей младшего школьного возраста осуществляется в основном на уровне уже решенных ранее проблемных ситуаций.
  2. Учет творческих возможностей содержания учебных дисциплин, входящих в учебную программу начальной школы.

В настоящее время, творческие задания, которые входят в учебную программу начальной школы, принято дифференцировать по ряду параметров:

  • сложность содержащихся в них проблемных ситуаций,
  • сложность мыслительных операций, необходимых для их решения;
  • формы представления противоречий (явные, скрытые).
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 31.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot