Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Дополнительное образование как фактор формирования самооценки младших школьников

Особенности развития самооценки младшего школьника

Определение 1

Самооценка – это часть человеческого самосознания, которая имеет эмоциональный окрас и представляет собой оценку самого себя, как личности, а также оценку своих умений, навыков и качеств.

Процесс поступления ребенка в школу имеет важное значение в его развитии. Он испытывает кризис возрастного развития, связанный с началом нового этапа его жизнедеятельности, новой социальной обстановкой, новыми обстоятельствами, требующими социальной адаптации ребенка.

В младшем школьном возрасте, особенно на начальных его этапах, ребенок сталкивается с новым для него видом деятельности, носящей обязательный характер - процессом обучения. Это приводит к развитию произвольных психических функций ребенка, он учится самопознанию и самоконтролю, планированию и прогнозированию своей деятельности.

Именно процесс обучения оказывает значимое влияние на развитие самооценки младшего школьника. Это обуславливает необходимость учета педагогом особенностей развития учащихся и знание специфики развития их самооценки.

К особенностям развития самооценки учащихся в младшем школьном возрасте относятся следующие:

  1. Сензитивность развития самооценки, определяемая координальными переменами в жизнедеятельности ребенка.
  2. Завышенная самооценка младшего школьника.
  3. Зависимость самооценки от авторитета педагога, который оценивает учащегося.
  4. Самооценка является опосредованным отношением ребенка к самому себе.
  5. Самооценка формируется на основе уровня притязаний ребенка. Они отражают взгляд ребенка на свои способности.
  6. Изменение восприятия жизни приводит к изменению восприятия собственного «Я».
  7. Развитие новых ожиданий, связанных с достижением успеха и страх перед ним.
  8. Осознанное подчинение своих стремлений деятельности целевому назначению общей направленности обучения и интересам коллектива.
  9. Формирование новых критериев самооценки.
  10. Самооценка ребенка отражает его стремления и потребности. Дети младшего школьного возраста оценивают себя не как комплекс уже достигнутых успехов или наличия неудач, а с позиции желаемого результата т.е. такими, какими они хотят себя видеть.
  11. Самооценка неразрывно связана с оцениванием не только своих успехов, но и достижений своих одноклассников.
«Дополнительное образование как фактор формирования самооценки младших школьников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Влияние дополнительного образования на формирование адекватной самооценки учащихся младших классов

Дополнительное образование выступает важным фактором формирования адекватной самооценки в младшем школьном возрасте. Оно представляет собой процесс воспитания и обучения ребенка, ориентированного на его всестороннее развитие его личности, удовлетворение потребностей, расширение знаний и умений в различных направлениях деятельности.

Дополнительное образование позволяет организовать досуговую деятельность детей, удовлетворить их интересы, что способствует полноценному развитию ребенка, оказывает положительное воздействие на его саморазвитие и самоутверждение. А эти факторы, в свою очередь, оказывает прямое воздействие на формирование самооценки ребенка.

Рассматривая систему дополнительного образования в качестве фактора развития самооценки младшего школьника, стоит отметить, в чем именно проявляется положительное влияние дополнительных образовательных программ на личностное развитие ребенка:

  1. Дополнительное образование помогает в укреплении эмоционального развития ребенка. Но обеспечивает эмоциональную устойчивость и благополучие.
  2. Оно укрепляет психическое и физическое здоровье, решает проблемы с различными дисфункциями организма.
  3. Дополнительное образование упрощает прохождение ребенком социальной адаптации.
  4. Дополнительное образование насыщает досуг ребенка.
  5. Программы дополнительного образования имеют различную направленность, что позволяет каждому ребенку найти занятие, которое отвечает его интересам и способностям. А это значительно укрепляет веру в себя и в свои силы, что позволяет сформировать адекватную самооценку у учащегося.
  6. Программы дополнительного образования способствуют приобщению ребенка к культурным ценностям, национальным традициям.
  7. Дополнительное образование позволяет ребенку развивать свои потенциальные возможности.
  8. Программы дополнительного обучения открывают детям широкий спектр деятельности, различные виды которой они могут пробовать и изменять.
  9. Творческая ориентация программ дополнительного образования обеспечивает становление индивидуальности ребенка, что укрепляет его уверенность в себе.

Формирование самооценки в творческом процессе в учреждениях дополнительного образования

Самооценка формируется в результате форсирования проблемных ситуаций, имеющих ценностно-смысловой характер, которые выступают в виде ситуации выбора, предоставляемого ребенку для принятия какого-то значимого решения, планирования и прогнозирования своей деятельности.

Внутреннее содержание самооценки ребенка отражает поиск им способов самореализации в том или ином виде деятельности. Это особенно актуально для творческих направлений деятельности, в которых ребенок стремится реализовать свои способности, раскрыть задатки, удовлетворить потребности.

Самооценка в ходе реализации программ дополнительного образования имеет свои особенности формирования. Они связаны с тем, что учащиеся принимают участие в учебной, творческой и конкурсной деятельности – при выставлении своих художественных произведений на конкурс, соревнования различной направленности, художественные проекты и т.д.

Основным механизмом формирования самооценки у младшего школьника при реализации программ дополнительного образования, выступает его непосредственное включение в процесс оценки своей деятельности, ее анализ, выявление проблемных моментов и поиск путей их устранения.

Система дополнительного обучения оказывает воздействие на формирование самооценки учащихся, посредством развития психологических конфликтов за счет формулирования «ситуации выбора», «ситуации принятия решения», «ситуации прогноза». Такие ситуации отражают новые условия реализации творческой деятельности, которые не совпадают с имеющимися установками. Постепенно, у ребенка начинают формироваться новые критерии оценивания, носящие личностный характер.

Основными условиями развития навыков адекватной самооценки в ходе творческих направлений деятельности являются:

  1. Формирование своей системы ценностей и жизненных приоритетов в ходе оценочной деятельности;
  2. Опыт самооценки творческих достижений выступает, как опыт оценивая итогов творческой деятельности по своим личностно значимым параметрам;
  3. Самооценка развивается на основе создания определенного личностно-развивающего события в конкретном направлении творчества. Например, просмотры рисунков, прослушивание музыкального исполнения или игры на инструментах.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 10.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot