Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

Сущность, структура и основные характеристики творческих способностей

Определение 1

Творческие способности – это способности человека к принятию творческих решений и генерированию идей, которые ранее не существовали.

Творческие способности в повседневной жизни – это:

  • деятельность в сфере искусства;
  • процесс конструирования, созидания и реализации новых проектов;
  • научное познание;
  • мышление в его высшей форме, которое выходит за рамки необходимого для решения поставленной задачи уже известными способами, и проявляется воображением и инициативностью.
Определение 2

Творчество – это тип деятельности, результат которой – создание новых материальных и духовных ценностей, высшая форма психической активности, способность к созданию чего-то нового, оригинального.

Креативность – это способность обостренно воспринимать недостатки, пробелы в знаниях, дисгармонию. В структуре творческой деятельности психологи выделяют:

  • восприятие проблем;
  • поиск путей решения;
  • возникновение и формулирование гипотез;
  • проверка гипотез;
  • модификация гипотез при необходимости;
  • нахождение результата.

В творческой деятельности особая роль отводится особенностям темперамента, способности к быстрому усвоению и порождению идей, а творческие решения приходят в момент отдыха и рассеивания внимания.

Замечание 1

Суть творчества – преодоление стереотипов на конечной ступени мыслительного синтеза и использование широкого поля ассоциаций.

Основной показатель творческих способностей – интеллектуальная активность, сочетающая в себе познавательный и мотивационный компоненты. Критерий проявления творчества – характер выполнения человеком предлагаемых ему мыслительных задач.

Дж. Гилфорд связывал способность к творческой деятельности с особенностями мышления. Он изучал человеческий интеллект и установил, что творчески личностям характерно дивергентное мышление. Дивергентное мышление является основой творческого мышления, характеризующегося несколькими основными особенностями:

«Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  • быстрота – способность высказать максимально возможное количество идей;
  • гибкость – способность высказать широкое многообразие мыслей;
  • оригинальность – порождение новых нестандартных идей;
  • законченность – совершенствование своего продукта или придание ему законченного вида.

Активизировать творческую деятельность можно соблюдая четыре принципа:

  • исключение критики – можно высказать любую мысль, не боясь, что она будет признана плохой;
  • поощрение самого необузданного ассоциирования – чем более нереальной кажется идея, тем лучше;
  • требование, чтобы количество предлагаемых идей было максимально большим;
  • признание, что высказанные идеи – не чья-то собственность, никто не может их монополизировать.

Развитие творческих способностей средствами внеурочной деятельности

Определение 3

Внеурочная деятельность – это вид деятельности учеников, который организуется учителем или самостоятельно учащимися, основан на самообразовании, саморазвитии, добровольности и направлен на социализацию обучаемых и развитие их творческих способностей. Внеурочная деятельность – это любая организованная учителем или учениками деятельность в свободное от уроков время.

Внеурочная деятельность – является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учеников. Сегодня внеурочную деятельность рассматривают в качестве деятельности, которая организуется во внеурочное время, чтобы удовлетворить потребности учеников начальной школы в содержательном досуге и приучать их к участию в общественно полезной деятельности, а также развивать их творческие способности.

Материалы образовательного стандарта позволяют сделать следующие выводы:

  • внеурочная деятельность представляет часть основного образования, нацеленную на помощь педагогу и ребенку в освоении нового вида учебной деятельности и формировании учебной мотивации;
  • внеурочная деятельность помогает расширить образовательное пространство, создавая дополнительные условия для развития учеников;
  • внеурочная деятельность выстраивает сеть, обеспечивающую детям сопровождение, поддержку на каждом этапе адаптации и социальные пробы во время всего периода учебы в начальной школе.

Цель внеурочной деятельности в первых классах школы – создать условия для проявления и развития детьми собственных способностей на основании свободного выбора и изучения духовно-нравственных ценностей и традиций общества.

Выделены следующие принципы организации внеурочной деятельности младшеклассников:

  • соответствие возрастным особенностям учеников;
  • преемственность с технологиями учебной деятельности;
  • базис на традициях и положительном опыте организации внеурочной деятельности;
  • базис на ценностях воспитательной школьной системы;
  • свободный выбор на основании личных интересов и склонностей детей.

Все названные принципы способствуют определению способов организации внеурочной деятельности учеников начальной школы:

  • дети должны участвовать в делах школы на добровольной основе, в соответствии со своими склонностями и интересами;
  • классный руководитель должен фиксировать участие каждого ребенка в карте занятости ребенка, по итогам заполнения которой оценивают степень включенности ребенка во внеурочную творческую деятельность.

К основным ориентирам организации внеурочной деятельности учеников младших классов относят:

  • запросы родителей или законных представителей учащихся;
  • приоритеты в направлении деятельности школы;
  • интересы и склонности педагогов;
  • возможности образовательных учреждений дополнительного образования;
  • рекомендации психологов в качестве представителей интересов и потребностей детей.

Иными словами, чтобы эффективно развивать творческие способности учеников начальной школы, необходима разработка программы по развитию их творческих способностей средствами внеурочной деятельности.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 12.11.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot