Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

Сущность, структура и основные характеристики творческих способностей

Определение 1

Творческие способности – это способности человека к принятию творческих решений и генерированию идей, которые ранее не существовали.

Творческие способности в повседневной жизни – это:

  • деятельность в сфере искусства;
  • процесс конструирования, созидания и реализации новых проектов;
  • научное познание;
  • мышление в его высшей форме, которое выходит за рамки необходимого для решения поставленной задачи уже известными способами, и проявляется воображением и инициативностью.
Определение 2

Творчество – это тип деятельности, результат которой – создание новых материальных и духовных ценностей, высшая форма психической активности, способность к созданию чего-то нового, оригинального.

Креативность – это способность обостренно воспринимать недостатки, пробелы в знаниях, дисгармонию. В структуре творческой деятельности психологи выделяют:

  • восприятие проблем;
  • поиск путей решения;
  • возникновение и формулирование гипотез;
  • проверка гипотез;
  • модификация гипотез при необходимости;
  • нахождение результата.

В творческой деятельности особая роль отводится особенностям темперамента, способности к быстрому усвоению и порождению идей, а творческие решения приходят в момент отдыха и рассеивания внимания.

Замечание 1

Суть творчества – преодоление стереотипов на конечной ступени мыслительного синтеза и использование широкого поля ассоциаций.

Основной показатель творческих способностей – интеллектуальная активность, сочетающая в себе познавательный и мотивационный компоненты. Критерий проявления творчества – характер выполнения человеком предлагаемых ему мыслительных задач.

Дж. Гилфорд связывал способность к творческой деятельности с особенностями мышления. Он изучал человеческий интеллект и установил, что творчески личностям характерно дивергентное мышление. Дивергентное мышление является основой творческого мышления, характеризующегося несколькими основными особенностями:

«Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  • быстрота – способность высказать максимально возможное количество идей;
  • гибкость – способность высказать широкое многообразие мыслей;
  • оригинальность – порождение новых нестандартных идей;
  • законченность – совершенствование своего продукта или придание ему законченного вида.

Активизировать творческую деятельность можно соблюдая четыре принципа:

  • исключение критики – можно высказать любую мысль, не боясь, что она будет признана плохой;
  • поощрение самого необузданного ассоциирования – чем более нереальной кажется идея, тем лучше;
  • требование, чтобы количество предлагаемых идей было максимально большим;
  • признание, что высказанные идеи – не чья-то собственность, никто не может их монополизировать.

Развитие творческих способностей средствами внеурочной деятельности

Определение 3

Внеурочная деятельность – это вид деятельности учеников, который организуется учителем или самостоятельно учащимися, основан на самообразовании, саморазвитии, добровольности и направлен на социализацию обучаемых и развитие их творческих способностей. Внеурочная деятельность – это любая организованная учителем или учениками деятельность в свободное от уроков время.

Внеурочная деятельность – является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учеников. Сегодня внеурочную деятельность рассматривают в качестве деятельности, которая организуется во внеурочное время, чтобы удовлетворить потребности учеников начальной школы в содержательном досуге и приучать их к участию в общественно полезной деятельности, а также развивать их творческие способности.

Материалы образовательного стандарта позволяют сделать следующие выводы:

  • внеурочная деятельность представляет часть основного образования, нацеленную на помощь педагогу и ребенку в освоении нового вида учебной деятельности и формировании учебной мотивации;
  • внеурочная деятельность помогает расширить образовательное пространство, создавая дополнительные условия для развития учеников;
  • внеурочная деятельность выстраивает сеть, обеспечивающую детям сопровождение, поддержку на каждом этапе адаптации и социальные пробы во время всего периода учебы в начальной школе.

Цель внеурочной деятельности в первых классах школы – создать условия для проявления и развития детьми собственных способностей на основании свободного выбора и изучения духовно-нравственных ценностей и традиций общества.

Выделены следующие принципы организации внеурочной деятельности младшеклассников:

  • соответствие возрастным особенностям учеников;
  • преемственность с технологиями учебной деятельности;
  • базис на традициях и положительном опыте организации внеурочной деятельности;
  • базис на ценностях воспитательной школьной системы;
  • свободный выбор на основании личных интересов и склонностей детей.

Все названные принципы способствуют определению способов организации внеурочной деятельности учеников начальной школы:

  • дети должны участвовать в делах школы на добровольной основе, в соответствии со своими склонностями и интересами;
  • классный руководитель должен фиксировать участие каждого ребенка в карте занятости ребенка, по итогам заполнения которой оценивают степень включенности ребенка во внеурочную творческую деятельность.

К основным ориентирам организации внеурочной деятельности учеников младших классов относят:

  • запросы родителей или законных представителей учащихся;
  • приоритеты в направлении деятельности школы;
  • интересы и склонности педагогов;
  • возможности образовательных учреждений дополнительного образования;
  • рекомендации психологов в качестве представителей интересов и потребностей детей.

Иными словами, чтобы эффективно развивать творческие способности учеников начальной школы, необходима разработка программы по развитию их творческих способностей средствами внеурочной деятельности.

Дата последнего обновления статьи: 12.11.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot