Сущность, структура и основные характеристики творческих способностей
Творческие способности – это способности человека к принятию творческих решений и генерированию идей, которые ранее не существовали.
Творческие способности в повседневной жизни – это:
- деятельность в сфере искусства;
- процесс конструирования, созидания и реализации новых проектов;
- научное познание;
- мышление в его высшей форме, которое выходит за рамки необходимого для решения поставленной задачи уже известными способами, и проявляется воображением и инициативностью.
Творчество – это тип деятельности, результат которой – создание новых материальных и духовных ценностей, высшая форма психической активности, способность к созданию чего-то нового, оригинального.
Креативность – это способность обостренно воспринимать недостатки, пробелы в знаниях, дисгармонию. В структуре творческой деятельности психологи выделяют:
- восприятие проблем;
- поиск путей решения;
- возникновение и формулирование гипотез;
- проверка гипотез;
- модификация гипотез при необходимости;
- нахождение результата.
В творческой деятельности особая роль отводится особенностям темперамента, способности к быстрому усвоению и порождению идей, а творческие решения приходят в момент отдыха и рассеивания внимания.
Суть творчества – преодоление стереотипов на конечной ступени мыслительного синтеза и использование широкого поля ассоциаций.
Основной показатель творческих способностей – интеллектуальная активность, сочетающая в себе познавательный и мотивационный компоненты. Критерий проявления творчества – характер выполнения человеком предлагаемых ему мыслительных задач.
Дж. Гилфорд связывал способность к творческой деятельности с особенностями мышления. Он изучал человеческий интеллект и установил, что творчески личностям характерно дивергентное мышление. Дивергентное мышление является основой творческого мышления, характеризующегося несколькими основными особенностями:
- быстрота – способность высказать максимально возможное количество идей;
- гибкость – способность высказать широкое многообразие мыслей;
- оригинальность – порождение новых нестандартных идей;
- законченность – совершенствование своего продукта или придание ему законченного вида.
Активизировать творческую деятельность можно соблюдая четыре принципа:
- исключение критики – можно высказать любую мысль, не боясь, что она будет признана плохой;
- поощрение самого необузданного ассоциирования – чем более нереальной кажется идея, тем лучше;
- требование, чтобы количество предлагаемых идей было максимально большим;
- признание, что высказанные идеи – не чья-то собственность, никто не может их монополизировать.
Развитие творческих способностей средствами внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность – это вид деятельности учеников, который организуется учителем или самостоятельно учащимися, основан на самообразовании, саморазвитии, добровольности и направлен на социализацию обучаемых и развитие их творческих способностей. Внеурочная деятельность – это любая организованная учителем или учениками деятельность в свободное от уроков время.
Внеурочная деятельность – является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учеников. Сегодня внеурочную деятельность рассматривают в качестве деятельности, которая организуется во внеурочное время, чтобы удовлетворить потребности учеников начальной школы в содержательном досуге и приучать их к участию в общественно полезной деятельности, а также развивать их творческие способности.
Материалы образовательного стандарта позволяют сделать следующие выводы:
- внеурочная деятельность представляет часть основного образования, нацеленную на помощь педагогу и ребенку в освоении нового вида учебной деятельности и формировании учебной мотивации;
- внеурочная деятельность помогает расширить образовательное пространство, создавая дополнительные условия для развития учеников;
- внеурочная деятельность выстраивает сеть, обеспечивающую детям сопровождение, поддержку на каждом этапе адаптации и социальные пробы во время всего периода учебы в начальной школе.
Цель внеурочной деятельности в первых классах школы – создать условия для проявления и развития детьми собственных способностей на основании свободного выбора и изучения духовно-нравственных ценностей и традиций общества.
Выделены следующие принципы организации внеурочной деятельности младшеклассников:
- соответствие возрастным особенностям учеников;
- преемственность с технологиями учебной деятельности;
- базис на традициях и положительном опыте организации внеурочной деятельности;
- базис на ценностях воспитательной школьной системы;
- свободный выбор на основании личных интересов и склонностей детей.
Все названные принципы способствуют определению способов организации внеурочной деятельности учеников начальной школы:
- дети должны участвовать в делах школы на добровольной основе, в соответствии со своими склонностями и интересами;
- классный руководитель должен фиксировать участие каждого ребенка в карте занятости ребенка, по итогам заполнения которой оценивают степень включенности ребенка во внеурочную творческую деятельность.
К основным ориентирам организации внеурочной деятельности учеников младших классов относят:
- запросы родителей или законных представителей учащихся;
- приоритеты в направлении деятельности школы;
- интересы и склонности педагогов;
- возможности образовательных учреждений дополнительного образования;
- рекомендации психологов в качестве представителей интересов и потребностей детей.
Иными словами, чтобы эффективно развивать творческие способности учеников начальной школы, необходима разработка программы по развитию их творческих способностей средствами внеурочной деятельности.